С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
2. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. Определение и необходимость планирования
2.1.1. Общеэкономическое понимание планирования. Планирование как антипод механизма цен
С общеэкономической точки зрения планирование –
механизм, который заменяет цены и рынок.
В рамках рыночной системы главным координатном
действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для
продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров.
Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому
механизму; закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить
их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого
организма, общая роль которой в основном не осознается ею.
Однако во внутренней среде каждой хозяйственной
единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными
решениями предпринимателей и менеджеров. Бизнесмен осознанно определяет
основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа
фирмы основывается на системе плановых решений.
* Так, например, работник автомобильного завода X:
а) занят производством корпуса, а не мотора машины;
б) окрашивает этот корпус в зеленый, а не в красный цвет;
не потому, что такой выбор действий ему подсказала система цен, не в силу
личной выгоды, а потому, что таково волевое решение руководства завода. *
Таким образом, участники
внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для
самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение
оказывается под контролем управляющих предприятием.
Почему планирование как
система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней
деятельности фирмы?
У экономистов есть несколько
ответов на этот вопрос.
1)
Ограниченные размеры фирмы
позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом
сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
2)
Применяя планирование, фирма
устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри
фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сделке
(трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на
поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки,
оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие
устраняет дополнительные затраты.
Осуществляя административную
функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель
занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью
управленческой деятельности.
|