С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
2. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
2.2 Пределы планирования
2.2.3. Масштабы деятельности фирмы
Масштабы деятельности фирмы
ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.
Преимущества в осуществлении
внутрифирменного планирования принадлежат крупным фирмам, потому что они
обладают необходимым потенциалом для того, чтобы предвидеть свое будущее:
-
у них выше финансовые возможности;
-
они в своем большинстве занимаются серьезными научными и проектными
разработками;
-
они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать
таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.
Крупные фирмы, как правило,
имеют в своем составе специальные плановые подразделения. Вместе с тем даже
солидные экономические организации для определения плановых стратегий зачастую
обращаются к внешним консультантам, специализирующимся на вопросах
планирования. В связи с быстрым распространением в последние десятилетия
стратегического планирования некоторые консультационные фирмы сделали его своей
исключительной областью деятельности. Такие фирмы иногда называют "салонами
стратегии".
Небольшим экономическим
организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности
дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут:
-
использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное
планирование;
-
применять уже готовые модели стратегий, созданные известными компаниями
и исследовательскими фирмами (такие, как матрица БКГ, модель "Мак-Кинси 7С"
и другие), и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста
организации.
Несмотря на трудности
осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй,
еще в большей мере, чем крупной. Внешняя среда у такой организации менее
поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно,
будущее мелкой фирмы более неопределенно и непредсказуемо.
Нужно сказать, что у
небольшой фирмы есть свои преимущества в организации планирования. Главное из
них – внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима
и предсказуема. Помимо этого в маленькой организации легче создать особый
психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг
интересов организации, ее целей.
|