С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
2. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
2.2 Пределы планирования
2.2.5. Специфика российского рынка
Упомянутое в пункте о
предпринимательских сетях влияние несовершенств российского рынка на
перспективы их использования в отечественной экономике является общей чертой,
ограничивающей широкое применение прогрессивных форм планирования в российском
бизнесе.
К факторам, ограничивающим
использование планирования в отечественных условиях, относятся:
-
чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке,
обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах
общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр.
(непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и
затрудняет составление плана хотя бы на три года вперед);
-
низкий уровень накопления капитала в российских экономических
организациях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию
планирования;
-
отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих
поведение предпринимателей, отсутствие культуры отечественного рынка.
* Последняя причина, казалось бы, не столь важная,
существенно снижает возможности применения российскими фирмами новых
конкурентных стратегий, в частности стратегии диверсификации.
Еженедельник
"Коммерсантъ" приводит пример того, как низкая культура бизнеса препятствует
применению широко распространенной в мировой практике финансовой операции
"репо" основана на соглашении участников сделки об обратном выкупе
ценных бумаг. Соглашение предусматривает, что одна сторона продает другой пакет
ценных бумаг определенного размера с обязательством выкупить его обратно по
заранее оговоренной цене. Иными словами, одна сторона кредитует другую под
залог ценных бумаг. Допустим, фирма А хочет взять у фирмы Б кредит под залог ценных бумаг. Фирма Б, которая в этой ситуации
диктует условия, конечно, заинтересована в снижении своего риска и оценит
бумаги ниже их рыночной стоимости (как правило, цена кредита достигает 60-80%
от стоимости залога). Но тогда у кредитора Б возникает труднопреодолимое желание
не вернуть А залог – ведь стоимость ценных бумаг превышает выданный кредит. И
если Б – не завоевавшая авторитета фирма или банк, а залог внесен не именными
бумагами, нет никаких проблем: фирмы у нас, как известно, исчезают сотнями и
совершенно бесследно ("Коммерсантъ", 1994, № 7). *
Однако перспективы
внутрифирменного планирования на российском рынке можно оценить как высокие,
поскольку они прямо связаны с выживанием фирмы, развитием ее деятельности.
Сейчас российское планирование переживает свои "интуитивный этап" –
успех в бизнесе зависит от таланта, одаренности, энергии предпринимателя. Но с
появлением стабильных, зарекомендовавших себя экономических организаций
возникают предпосылки для расширения пределов внутреннего планирования.
|