С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
2. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
2.3. Принципы планирования в экономической организации
2.3.1. Принцип единства
Принцип единства (холизма)
предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь
системный характер.
Понятие "система"
означает:
-
существование совокупности элементов;
-
взаимосвязь между ними;
-
наличие единого направления развития элементов системы, поведения,
ориентированного на общие цели.
Как основные составляющие
понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном
планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция".
Элементами планирования в
организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части
процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на
основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне
функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела,
финансового отдела и т.д.).
Единое направление плановой
деятельности, общность целей всех элементов экономической организации
становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е.
единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом =>
продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.
Координация плановой
деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:
-
деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно,
если такое планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц
данного уровня;
-
всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в
планах других подразделений.
Таким образом, взаимосвязь и
одновременность – главные черты координации планирования на предприятии.
* Рассмотрим пример действия
координации планирования фирмы "Сирии-графика". Отдел маркетинга
запланировал увеличить сбыт конечного продукта – компьютерных технологий – на
1/5 – по сравнению с предыдущим годом. Однако план не был выполнен, несмотря на
добротную организацию всего комплекса маркетинговой деятельности: качественное
исследование маркетингового рынка, умелую рекламу, личные встречи а
покупателями и т.д. Исследовательская группа, созданная в отделе, определила,
что увеличения сбыта не произошло, потому что часть потенциальных покупателей
предпочла продукцию фирм "Алконост-графика" и "Финист-графика".
Продукция этих фирм отличалась большей простотой процесса и более широкими
возможностями применения компьютерных технологий. Группа представила начальнику
отдела маркетинга выводы и рекомендации включить в обсуждение вопроса
производственное подразделение. Он не сразу согласился с рекомендациями своих
сотрудников, поскольку считал, что отдел может справиться с поставленной
руководством проблемой собственными силами. Однако анализ сбыта по-прежнему
оставался неутешительным. Тогда рекомендации специалистов были переданы
руководству, производственного звена – отдела, производящего компьютерные
технологии. Отдел компьютерных технологий выяснил, что квалификация его
сотрудников позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, но для этого
нужно оборудование более высокого класса. Задача поиска и закупки такого
оборудования, в свою очередь, была поручена отделу снабжения. Так, планы отдела
маркетинга оказались взаимосвязанными с планами других функциональных
подразделений, и изменения в сфере сбыта повлекли за собой изменения в других
сферах деятельности фирмы. *
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации
существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и
частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но
каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый
отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации
в целом. Все планы, созданные в организации, – это не просто совокупность,
набор документов, это их взаимосвязанная система.
|