С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3.3. Схемы планирования в экономической организации
3.3.3. Стратегические хозяйственные центры
В последние годы во многих
крупных организациях функции стратегического планирования передаются в
подразделения, то есть происходит децентрализация внутрифирменного
планирования. Этот процесс осуществляется следующим образом.
1)
Весь круг деятельности организации
делится на основные сегменты – происходит "стратегическая сегментация"
(термин предложен известной фирмой, специализирующейся на анализе и разработке
стратегий, – "Бостонской консультационной группой" – БКГ).
2)
Происходит перераспределение
стратегических полномочий в пользу руководителей сегментов.
Высшая администрация
остается ответственной за общее направление развития организации: размещение и
структура капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Кроме того,
центральное руководство определяет ресурсные (в основном – финансовые)
ограничения в деятельности низших уровней.
Осуществляется
децентрализация плановой службы – численность центрального отдела сокращается,
создаются плановые отделы на местах.
3)
Формируется стратегический
хозяйственный центр (СХЦ) на уровне отдельного подразделения. Он занимается
разработкой и реализацией собственных стратегических планов. Примерами
компаний, создавших СХЦ, являются известная американская фирма "Дженерал
Электрик", английская фирма "Импириэл Кемикл Индастриз" и
некоторые другие.
Достоинства СХЦ:
-
СХЦ позволяет наиболее точно учесть условия хозяйствования на уровне
отдельных крупных подразделений, создает возможности для более гибкого приспособления
подразделении к потребителям, к внешней среде в целом;
-
в рамках СХЦ сокращается время прохождения основной информации,
ускоряется принятие решений;
-
существование СХЦ делает возможным более широкое участие работников в
планировании своей деятельности.
Недостатки СХЦ:
-
информационная перегруженность высшего руководства компании резко
возрастает, так как информация теперь формируется одновременно в нескольких
местах;
-
возникает угроза, что сама стратегия и тактика действий организации
окажутся погребенными под лавинами плановой деятельности в СХЦ и центральных
службах компании (переизбыток планирования);
-
появляется опасность размывания общефирменных целей и замены их
множеством несогласованных целей подразделений.
Если для крупных фирм ярко
выраженной тенденцией является децентрализация плановой деятельности, то
небольшие организации, напротив, стремятся к большей централизации
планирования, созданию и расширению центральной плановой службы.
|