С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
4. БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ
4.1. Назначение и математическая модель бизнес-плана
Бизнес - это сфера множества инициатив
предпринимателей, которые стремятся убедить инвесторов (обладателей денег) в
том, что их идеи способны принести достаточный доход. Все эти инициативы
являются в различной степени рисковыми, то есть сохраняется и вероятность
потери вложенного в дело капитала. Эта потеря может быть не столь значительной.
Однако недостаточно продуманная стратегия реализации предпринимательской идеи
может разорить как фирму, так и инвестора. Как преодолеть недоверие между
предпринимателем и инвестором? Решающим инструментом здесь является
бизнес-планирование. Что же такое бизнес-план?
Бизнес-план - это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том,
что прибыль от вкладываемых в конкретный предпринимательский проект денег
будет, по крайней мере, не ниже ставки банковского процента, приемлемой для
инвестора. Эффективная предпринимательская идея, будучи реализованной, приводит
к тому, что и фирма, и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль. Общая
модель и результаты бизнес-планирования показаны на рис.4.1.
Рис. 4.1 Элементы и результаты бизнес-планирования
Если
через обозначить достаточную норму
прибыли для инвестора, а через , достаточную
норму прибыли для фирмы, то математически модель эффективного бизнес-плана
выглядит так:
КИ + КФ = ОК,
(4.1)
ПИ + ПФ = ОП,
(4.2)
ПИ / КИ ³ ,(4.3)
ПФ / КФ ³ ,(4.4)
где
КИ - капитал инвестора;
КФ - капитал фирмы;
ОК - общий капитал, предназначенный
для осуществления бизнес-идеи (ОК= КИ + КФ);
ПИ - прибыль инвестора;
ПФ - прибыль фирмы;
ОП - общая прибыль, подлежащая
распределению между участниками бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);
- норма прибыли капитала инвестора, причем =
ПИ/КИ;
- норма прибыли капитала фирмы, причем =
ПФ/КФ.
Учитывая
(4.1) и (4.2), можно записать:
=
ОП/ОК, (4.5)
где
- общая норма
достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.
Из условий (4.1) - (4.4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в
общей норме прибыли:
(4.6)
Отсюда
доли инвестора dИОП и
фирмы dФОП в
общей норме прибыли вычисляются так:
dИОП = (NПИ · dКИ)/NОП (4.7)
dФОП = (NПФ · dКФ)/NОП (4.8)
Обычно фирма
сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей.
Какая
из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели
бизнес-планирования это та идея, для которой справедлива такая целевая функция:
(4.9)
Таким
образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот,
который при данных общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора
способен принести максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют
такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению
между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в
ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает
эффективность снабжения и сбыта, нарабатывает "ноу-хау". Все эти
дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения
инициаторов оригинальных бизнес-идей, стимулами творческого
предпринимательства.
Во всем мире
общепризнанно, что эффективный бизнес-план не только служит источником немалых
предпринимательских доходов, но и:
-
реализует интересы инвесторов через увеличение их доходов по акциям,
облигациям, процентам;
-
не наносит ущерба экологическим, социальным и политическим интересам
граждан.
|