С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
8. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
8.3 Проектный анализ, его содержание и назначение
Перед тем
как реализовать любой проект, его выбирают, проектируют и рассчитывают,
определяют, а главное оценивают его эффективность, и прежде всего на основе
сопоставления затрат на проект и результатов от его воплощения в жизнь. С этой
целью используют анализ инвестиционных проектов, или проектный
анализ, как совокупность методологических средств, используемых для
подготовки и обоснования проектных решений.
Привлечение
проектного анализа в процессе принятия решений об инвестициях необходимо
потому, что выбор приходится осуществлять в условиях неопределенности.
Проектный
анализ – это прежде всего сопоставление затрат на осуществление
инвестиционного проекта и выгод, которые будут получены от его реализации. Но,
поскольку выгоды от любого проекта и затраты на его осуществление обычно
многочисленны и не всегда легко рассчитываемы, то и определение доходности
(выгодности) превращается в длительный, многоэтапный и весьма трудоемкий
процесс, охватывающий все стадии и фазы инвестиционного проекта. Анализ
выполняется на всех этапах разработки проекта и особенно при
технико-экономическом обосновании или составлении бизнес-плана инвестиционного
проекта.
Выделяют
следующие виды анализа инвестиционных проектов:
-
технический, который изучает технико-экономические
альтернативы проекта, варианты его местоположения, сроки осуществления,
доступность и достаточность сырьевых, трудовых и других ресурсов, затраты на
проект и др. Его задачей является определение наиболее эффективных вариантов
для данного инвестиционного проекта техники и технологии;
-
коммерческий (маркетинговый), задача которого оценить
проект с позиций конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых
проектом, например источники и условия получения (приобретения) ресурсов,
производство и сбыт (емкость рынка, продвижение на него, своевременность и
способы поставок, торги и т.д.). При его выполнении анализируется рынок сбыта
продукции, которая будет производиться после осуществления инвестиционного
проекта;
-
организационный, цель которого оценить организационную,
правовую, политическую и административную обстановку в районе реализации
проекта, а также выработать рекомендации в части менеджмента, организационной
структуры, комплектования и обучения персонала, организации деятельности и
т.д.;
-
экономический, который изучает проблемы с позиций
национального хозяйства в целом. Следует учитывать, что для отдельных проектов
цены покупки сырья и материалов, других ресурсов, а также продажи продукции
(товара, услуг) не всегда могут служить приемлемой мерой затрат и выгод (могут
сдерживать налоговую наценку или быть ниже рыночных цен из-за их
государственного регулирования);
-
финансовый, который позволяет в отличие от экономического
исследовать затраты и результаты применительно к конкретным участникам инвестиционного
проекта, цель которых – получение максимальной прибыли или максимизация
доходности, но при этом делается попытка включить на равных правах все важные
(релевантные) условия, такие как риск, связанный с осуществлением проекта, и
будущая структура активов и пассивов, которая отчасти будет зависеть от
принимаемого в настоящий момент инвестиционного решения;
-
экологический (анализ окружающей среды), задачей которого
является установление потенциального ущерба окружающей среде проектом, и
определение необходимых мер, смягчающих и предотвращающих возможные последствия
(игнорирование экологических требований может привести к необратимым
последствиям в окружающей среде);
-
социальный, задачу которого составляет определение
пригодности вариантов проекта для его пользователей, например, изменение
количества рабочих мест в регионе, улучшение жилищных и культурно-бытовых
условий работников, условий их труда, изменение свободного времени работников и
населения и многие другие. Его выполнение позволяет исследовать воздействие
проекта на внешнюю среду, разработать мероприятия, способствующие
благоприятному или хотя бы нейтральному отношению населения к проекту.
|