Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 1. Административное право и его место в системе российского права
1.4. Источники административного права
Источники
административного права
- это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом
варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов,
содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Нормативные
акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и
опубликованы.
Характерным
для отрасли административного права является наличие множества
источников. Административное право кодифицировано лишь частично.
Новый
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. включает в себя нормы как материального так и процессуального характера.
КоАП
определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях,
перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и
должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных
правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных
наказаний.
Многообразие
административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и
выражающих их источников. Это требует изложение источников административного
права в определенной последовательности по их юридической силе.
К источникам
административного права относятся:
Конституция
РФ — основной источник любой отрасли права, в том числе и административного. Многие из
содержащихся в ней общих норм имеют административно-правовую направленность.
Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и
деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 17, 110 - 117), разграничения
предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов
Федерации (ст. ст. 71 - 73), закрепляющие
основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35) и т.п. В
Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере
государственного управления, формирование
и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов
исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
Международно-правовые
договора и соглашения. Примерами
международных договоров, содержащих нормы административного права, являются Конвенция о
запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия
и его уничтожения (Париж, 13 января 1993 г.), Договор между
Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, ратифицированный
Федеральным законом от 4
июля 2003 г. № 99-ФЗ, Соглашение
между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о
сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996
г.).
Федеральные
законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве
Российской Федерации», «Об основных
гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и
т.д.
Законы
субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят
областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.
Указы
и распоряжения Президента РФ. Указы Президента РФ занимают особое место в системе
нормативно-правовых актов, так как имеют промежуточный статус между системами
законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. В то же время
следует понять, что нормы указа Президента РФ не могут носить ограничительного
характера по отношению к гарантированным законодательством Российской Федерации
правам и свободам.
Как глава государства
Президент РФ издает ключевой акт системы государственного управления - Указ о системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента РФ утверждаются
также положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти,
находящихся в непосредственном ведении Президента РФ.
Постановление
и распоряжение Правительства РФ. Правительство также утверждает различного рода
нормативные акты типа правил или положений, являющиеся источниками
административного права. Так, постановлениями Правительства РФ утверждены
многочисленные инструкции, правила, разъяснения, рекомендации, уставы, порядки
и т.д., в том числе и многие положения о федеральных органах исполнительной
власти.
Ведомственные
нормативные акты. Основным
видом нормативного акта, принимаемым на уровне федеральных органов
исполнительной власти, является приказ. Кроме того, ими могут быть принимаемые
в качестве самостоятельного нормативного акта положения или инструкции.
Акты
субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик, уставы краев,
областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов, а также акты, издаваемые органами власти и государственного
управления.
Источниками
административного права являются также некоторые нормативно-правовые акты
исполнительных органов местного самоуправления, так как в соответствии
с ч. 2 ст. 132
Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств.
Источниками
административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные
акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений,
предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм
ограничено рамками данного образования.
Дополнительными видом
источника административного права можно считать также соглашения,
заключенные между федеральными и региональными органами исполнительной власти о
передаче друг другу части полномочий.
Соглашения заключается в
случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным
законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта
Российской Федерации.
В соглашении определяются
условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок
их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения,
основание и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с
исполнением положений соглашения.
Соглашение осуществляется
руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Соглашения
считаются заключенными и вступают в силу только после их утверждения
постановлением Правительства РФ и официального опубликования в установленном
порядке.
Акты правосудия все чаще становятся источниками
административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм.
Во-первых, признавая
незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самым прямо или
косвенно отменяя, изменяя их.
Во-вторых, в тех случаях,
когда законом установлено, что решение, определенное судом, является обязательным
для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).
В России акты правосудия
не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем
признания действующих норм не соответствующими нормам, имеющим более высокую
силу, а потому недействующими. Есть два вида актов правосудия как источников
права:
1) акты судов общей
компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать
подзаконные акты не соответствующими закону или решению вышестоящих органов,
вплоть до постановлений правительства РФ;
2) акты правосудия,
которые признаны источниками административного права - постановления
Конституционного Суда РФ.
Административное право
относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных
отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его
многопрофильностью.
|