Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности
2.2. Виды административно-правовых норм
Можно провести различную классификацию административно-правовых
норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой
классификации.
Проблема классификации административно-правовых норм
хорошо исследована в юридической литературе и изучена многими
правоведами.
1.
Наиболее традиционна классификация норм на:
а)
материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных
отношений (их правовой статус),
порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и
т.д.;
б)
процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников
административных отношений, установленных материальными нормами.
2.
По форме воздействия административно-правовые нормы делятся на:
а) регулятивные – регулирующие порядок управленческих правоотношений;
б) правоохранительные – охраняющие урегулированный
порядок управленческих правоотношений.
3.
В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:
а)
обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;
б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет
на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного
движения;
в) уполномочивающие
(дозволительные), т.е. предоставляющие
возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается
право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим
правом или нет. Если он решает
воспользоваться, то должен это
сделать в определенном порядке и в установленные сроки;
г)
стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;
д)
рекомендательные, т.е. дающие
возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по
организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.
4.
По адресу выделяются
административно-правовые нормы, регулирующие:
а)
административно-правовой статус
гражданина;
б) административно-правовой статус коммерческих организаций;
в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;
д)
административно-правовой статус
государственных предприятий и
учреждений;
е) административно-правовой статус государственных служащих;
ж) различные вопросы организации и деятельности
звеньев исполнительной власти.
5.
По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:
а) федеральные нормы;
б) нормы субъектов РФ;
в) нормы местного самоуправления.
6. По объекту регулирования административно-правовые нормы
подразделяются на:
а)
общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и
отрасли государственного управления;
б)
межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при
этом специальный характер. Например,
административные нормы, имеющиеся в
таможенном законодательстве;
в)
отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.
7.
По действию во времени:
а)
срочные, для которых определен срок действия;
б)
бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.
Классификация административно-правовых норм может быть
проведена и по другим основаниям.
|