Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 6. Государственное управление
6.4. Правовые акты управления
В юридической литературе единой
дефиниции понятия акта управления нет. Одни считают, что акты — это
государственно-властные предписания, другие, — что акты — особые юридические
формы исполнительно-распорядительной деятельности.
Правовые акты государственного
управления регулируют властные действия государственных органов и органов
некоторых общественных организаций, совершаемые ими на основе и во исполнение
закона, в процессе выполнения функций государственного управления и направленные
на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновение, изменение,
прекращение конкретных правоотношений.
Акты управления обладают
характерными чертами.
• Акту правления — правовой акт,
его издание — юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности.
• Он содержит государственно-властный
характер и является выражением компетенции данного органа.
• Акт управления — одностороннее
веление, поскольку он выражает волю органа, издавшего данный акт.
• Неисполнение акта управления
как правового акта влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную
ответственность должностных лиц,
Юридическое значение акта управления.
• Издание акта управления влечете
определенные правовые последствия, а именно: установление, отмену правовых норм
или возникновение, прекращение административных отношений.
• Акт управления содержит правовые
нормы — общие правила, определяющие поведение должностных лиц и граждан, а
также деятельность предприятий, учреждений, организаций.
• Акты у правления могут
выступать как юридические факты, т.е. обстоятельства, порождающие, изменяющие,
прекращающие те или иные административные правоотношения и др.
• Довольно часто акт управления
является основанием для издания других актов управления. Он может служить доказательством
при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления. Акты управления
не предназначены для управления в области экономического, социально-культурного
строения.
Акты управления бывают следующих
видов:
• нормативные, общенормативные,
индивидуальные, смешанные;
• общей, специальной, отраслевой,
межотраслевой компетенции. Общая компетенция является самой сильной по юридической
силе;
• федеральные акты, субъектов РФ,
локальные акты.
Кроме того, выделяют такие виды,
как:
• распоряжения — по вопросам
внутренней деятельности данного органа;
• постановления — по всем иным
вопросам. Главным образом они имеют нормативный характер, содержат решения
основных вопросов, входящих в полномочия данного органа;
• приказ — правовой акт
функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции
органа, издается руководителем;
• инструкция — правовой акт,
определяющий порядок деятельности в какой-либо сфере;
• указание — правовой акт
оперативного характера.
Акты государственного управления
отличаются от других актов иных органов.
Акт государственного управления
от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и
во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической
силой акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами
других органов.
Юридическая сила правовых актов
государственных органов определяется местом этих органов в государственном
аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако это не
означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы
актов — это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего
взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона
заключается в том, что никакой акт государственного управления не может отменить
или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и
т.п.). Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.
Акт управления и судебный акт. Судебные акты являются правовой
формой выражения правосудия. Судебный акт есть акт применения нормы права к
отдельным фактам нарушения права или спора, связанным с нарушением прав и законных
интересов граждан, государственных и общественных организаций. Поэтому судебный
акт — это индивидуальный акт применения, он не содержит правовых норм. Акт
управления же издается не как реакция на нарушения, и сфера применения его
шире, она охватывает широкий круг взаимоотношений, возникающих вследствие
управления. Судебный акт издается судами.
Акты управления многими органами. Процедура принятия, форма,
порядок вступления в силу, отмена и приостановление строго регламентируются
нормами закона. Судебные акты обычно применяются в коллегиальном порядке, а
значительная часть актов управления принимается единоначально. Но в свою очередь
судебные акты являются одним из средств, обеспечивающих исполнение актов
управления.
Акт управления и прокурорский
надзор. По
юридическим свойствам и основаниям принятия акты прокурорского надзора являются
формой реагирования прокурора на нарушение закона. Они не содержат в себе новых
норм права, а также предписаний управленческого характера.
Акт управления и гражданские
договоры.
Акт управления является выражением воли одного, а гражданские договоры —
нескольких человек. Акт управления — односторонний властный акт, а договор —
это договор взаимного соглашения нескольких сторон.
Акт управления и служебные
документы. Служебные
документы (справки, докладные, стенограммы) не имеют юридического значения, но
они являются источником информации. На основании служебных документов, также
как и документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты акты государственного
управления.
Акты управления и акты
общественных организаций.
Акты общественных организаций издаются от имени коллектива этой организации и
являются обязательными для исполнения только в пределах данной организации. Они
не имеют юридически властного характера.
Акты управления и управленческие
решения.
Управленческое решение — это мыслительный акт, сформулированная идея, которая
позднее облекается в форму устных или письменных юридических актов. С точки зрения
содержания, акты управления — это управленческое решение, с помощью которого
осуществляются права и обязанности граждан.
Особенность актов
государственного управления состоит в том, что они определяют обязанности
граждан, организаций и должностных лиц, не находящихся в служебных отношениях.
Они распространяются на всех лиц независимо от подчиненности и именно в этом
смысле имеют общеобязательный характер. Учитывая общеобязательный характер
санкций, законодатель ограничил круг органов управления, управомоченных
устанавливать соответствующие правила (круг органов строго ограничен).
Сам порядок принятия таких актов
урегулирован нормами права: должны указываться сроки действия, территория, на
которую распространяется, и т.д.
Акт должен быть
опубликован, иначе он не имеет силы, но некоторые нормативно-правовые акты все
же могут не публиковаться (если они затрагивают сферу секретных интересов государства).
|