В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 14. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
14.3. Способы государственного регулирования ценообразования
Цена представляет собой денежное выражение
стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые
услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как
экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория
формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности
спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на
изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного
регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию
предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает
существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на
добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а
также имеет ряд других значений.
В зависимости от роли государства в их формировании цены
могут быть свободными и регулируемыми.
Под свободной (рыночной) ценой понимают цену,
складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса
и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и
прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения
установлены ст. 40 НК РФ.
Регулируемая цена - цена товара,
складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем
применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые
государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности.
В настоящее время государственная ценовая политика
определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от
08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.)
и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.
В целях реализации государственной ценовой политики
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня
товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат
государственному регулированию.
Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым
государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные
органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме
реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного
значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и
электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым
государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы
исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению;
социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации
государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского
назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта
в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам
исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например,
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары,
реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с
ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую
на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах,
профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые
надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и
межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам,
включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным
транспортом в местном сообщении и на переправах т.д.
Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных
Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются
свободно.
Государственное регулирование цен на включенные в Перечни
товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Цены на
лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года
№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.),
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном
регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и др.
Выделяют две группы способов государственного регулирования
цен.
Способом прямого регулирования ценообразования является
установление:
- фиксированных
цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми
видами общественного транспорта);
- предельных
(максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на
водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);
- базовых
цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на
услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и
категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по
распределительным газопроводам);
- предельных
размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются
предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);
- предельного
уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование
вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного
уровня рентабельности грузовых перевозок);
- гарантированных
цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже
гарантированных (например, при закупках для государственных нужд).
В качестве мер экономического (косвенного) регулирования
ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы,
бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера
позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень
цен.
|