В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
43. Правовой режим земель лесного фонда
Значение
земель лесного фонда обусловливается тем, что они занимают больше половины
территории России (59%). Общая площадь - 838 млн. га. Правовой режим земель
лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов.
В
соответствии со ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется,
соответственно, лесное, водное законодательство. К земельным отношениям
указанное законодательство применяется, если эти отношения не урегулированы
земельным законодательством.
Базовый акт
лесного законодательства – ЛК РФ. Базируясь на конституционных нормах, ЛК РФ
устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
При этом
регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как
о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других
компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое,
экономическое и социальное значение; нормы лесного права, содержащиеся в других
законах, должны соответствовать лесному законодательству РФ (преамбула и ст. 1
ЛК РФ).
Размежевание
земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение, при
этом согласно ЛК РФ:
1) лесное
законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса,
входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые
лесной растительностью;
2) лесное
и земельное законодательство - отношения в области использования и охраны
земель лесного фонда;
3) гражданское,
земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире,
соответствующие статьи ЛК РФ - отношения в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности (ст. 5 ЛК РФ);
4) гражданское
и иное законодательство РФ - отношения по использованию различных видов лесной
продукции.
ЗК и ЛК
устанавливаются параметры и пределы действия административного
законодательства, законодательства о животном мире и т.п. В условиях перехода к
рыночным отношениям необходимо четко отграничивать разные виды отношений -
земельные, лесные, имущественные и другие - друг от друга, обеспечить их
упорядочение в интересах рационального земле- и лесопользования, защиты прав и
свобод человека.
Согласно ст.
129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к
другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о
природных ресурсах.
Объектами
лесных отношений согласно ЛК РФ признаются лесной фонд РФ, участки лесного
фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки,
права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность (ст. 6 ЛК РФ). В
ЛК предусматривается понятие лесного фонда. Это все леса, за исключением лесов,
расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а
также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (ст. 7 ЛК РФ).
Согласно ЛК
границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от
иных земель. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью
лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах
(лесных картах). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него
осуществляются в соответствии с лесным и земельным законодательством РФ (ст. 7
и ст. 9 ЛК РФ).
Лесной фонд
находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может
допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ. Граждане
имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать
для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения,
охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства
субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения
орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.
Участки
лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК
на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии
и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия
договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по
истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия,
соблюдать санитарные правила.
Земли лесного
фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся
земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для
ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри,
прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
К нелесным
относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги,
сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах
лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования
земли.
При переводе
лесных земель в нелесные земли возмещаются потери лесного хозяйства на
основании п. 6 ст. 58 ЗК.
В связи с
участившимися случаями изъятия земель лесного фонда Минприроды России направило
своим территориальным органам 21.02.2001 письмо о государственной экологической
экспертизе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли.
На землях
лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования - заготовка
древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота,
размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение
научно-исследовательской работы, культурно-оздоровительных, туристических и
спортивных мероприятий.
Лесопользователи
вправе получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в
пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных
договором аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесорубочного
билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры) возводить
на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным
фондом и обусловленные в документах (ст. 82 ЛК РФ).
Особенности и
виды использования участков лесного фонда при осуществлении определенных
(одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами России, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Учитывая
понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других
компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию
земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к
следующему:
1) обеспечение
непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования
леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других
лесных ресурсах;
2) сохранение
и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан,
улучшения окружающей среды и развития экономики;
3) установление
порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых
ими функций, местоположения, природных и экономических условий;
4) платность
и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой
технической политики, использования передового опыта;
5) воспроизводство,
улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности,
охрана и защита лесов;
6) сохранение
биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного
наследия;
7) рациональное
использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).
Многие
обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования связаны с
обязанностями по охране соответствующих земель (ст. 83 ЛК РФ).
Выделяются
леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп
выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом - берего- и
почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок,
опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и
распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных,
растений.
К первой
группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение
защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой
группы включают категории защитности:
1) запретные
полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты
нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные
защитные лесные полосы, ленточные боры;
2) защитные
полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог
федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных,
полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие
важное значение для защиты окружающей среды;
3) зеленые
зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников,
национальных парков, природных парков;
4) леса
первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и
округов санитарной охраны курортов;
5) особо
ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.
Ко второй
группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой
сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции,
имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с
недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение
режима пользования.
К третьей
группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно
эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.
Отнесение
лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной
группы или категории в другую осуществляются на основании материалов
лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа
управления лесным хозяйством (ст. 55 - 60 ЛК РФ).
Актуальным
вопросом в настоящее время является перевод лесных земель в нелесные для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель
лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно
в Московской и Ленинградской областях.
С граждан и
юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод,
взимается плата на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого
участка лесного фонда, которая направляется лесхозу на возмещение потерь
лесного хозяйства. В Московской области 28.07.1999 принят Закон «О плате за
перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель
лесного фонда в Московской области»[84].
Проведение на
землях лесного фонда строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка
коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
и не требующих перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основании
разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименование проводимых работ,
сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды. Если
выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.
В
соответствии с Федеральным законом от 21.11.2003 № 171-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2004)[85] перевод
земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случае
невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты
лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а
также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности
государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном
порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального,
социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным
законодательством РФ случаях.
Строительство
объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений на
этих участках допускается только при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
Площадь
участка лесного фонда, занятого под строительство недвижимости, и не
относящихся к объектам недвижимости сооружений не может превышать десять
процентов общей площади участка лесного фонда, предоставленного для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (ст. 123 ЛК РФ).
Новым
правовым институтом, закрепляемым законодательством России, предоставляющим
гражданам значительные полномочия в области земельных отношений, является
древесно-кустарниковая растительность. Она не входит в лесной фонд, но является
объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковая растительность расположена на:
1) землях
сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для
садоводства и личного подсобного хозяйства;
2) землях
транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных
дорог);
3) землях
населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного,
жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов - они не входят
в лесной фонд, охватываются парколесоустройством и используются прежде всего
органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления);
4) землях
водного фонда (на полосах отводов каналов);
5) землях
иных категорий (ст. 11 ЛК РФ).
Главное
последствие выведения древесно-кустарниковой растительности за скобки лесного
фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения
древесно-кустарниковой растительностью: если оборот лесного фонда,
купля-продажа, залог и другие сделки, влекущие отчуждение участков лесного
фонда, не допускаются, поскольку лесной фонд находится согласно ЛК в
федеральной собственности, то древесно-кустарниковая растительность может
переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и
земельным законодательством РФ.
Если
древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке,
находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она
принадлежит им на праве собственности со многими вытекающими из этого
последствиями. Тем не менее собственник этой растительности обязан соблюдать
требования лесного законодательства и законодательства о растительном мире,
выполнять обязанности лесопользователей.
Древесно-кустарниковая
растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или
естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность
гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он
владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, со
временем и по мере развития частной земельной собственности возрастают масштабы
и площади древесно-кустарниковой растительности, распоряжение которой
осуществляется свободно (ст. 20, 134 - 136 ЛК РФ).
На землях
сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковая растительность
предназначена для защиты от воздействия неблагоприятных природных,
антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и
водорегулирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обновления,
санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.
На землях
железнодорожного транспорта древесно-кустарниковая растительность
предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения
окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное
управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной
древесно-кустарниковой растительности осуществляется федеральным органом
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который и
определяет порядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный
контроль наряду с другими государственными органами исполнительной власти.
Расположенная
на полосах отвода автомобильных дорог и каналов древесно-кустарниковая
растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования.
Государственный
контроль за этой растительностью осуществляется органами государственной власти
субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и
государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды[86].
Правительством
РФ принято Постановление от 17.11.2004 № 647 «О расчете и возмещении потерь
лесного хозяйства при переводе лесных площадей в нелесные земли для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных
(других) категорий»[87].
[84] Экологическая экспертиза и ОВОС.
2001. № 3.
[85]
СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4857; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25
[86] Подробнее см.: Комментарий к Лесному
кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1997.
[87] СЗ РФ. 2004. № 47. Ст. 4665.
|