В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
27. Судебная реформа в России в 1864 г.
Система судоустройства России до
середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением
о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных
судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала
использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса,
не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были
возложены на полицейские органы.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали
недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные
уставы — основные акты судебной реформы:
-
Учреждения судебных установлений;
-
Устав уголовного судопроизводства;
-
Устав гражданского судопроизводства;
-
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
-
отделение суда от администрации;
-
создание четкой системы судебных инстанций;
-
отделение предварительного следствия от судебного;
-
несменяемость судей и следователей;
-
создание всесословного суда;
-
равенство всех перед судом;
-
введение присяжных заседателей;
-
установление прокурорского надзора.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность,
гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности,
апелляция и кассация.
Судебная система состояла из местных и
общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные
суды.
К местным судебным органам относились мировые
судьи и съезды мировых судей.
Мировые судьи избирались уездными
земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были
отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и
образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался
губернатором.
Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых
участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в
него города).
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.
Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись:
жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов,
инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично,
процесс был устным и публичным.
К общим судебным органам относились окружные
суды и судебные палаты.
Окружные суды создавались на несколько
уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые
императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные
должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз,
стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.
Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные
дела (в том числе с участием присяжных заседателей).
Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали
председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.
Проведение предварительного следствия возлагалось на
судебных следователей, действовавших при окружных судах.
Судебные палаты создавались в качестве
апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без
участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам
(государственные, должностные, религиозные и другие преступления).
Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний,
их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из
двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли
председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по
представлению министра юстиции.
При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и
присяжные поверенные.
Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а
также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные,
должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных
преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный
уголовный суд, который состоял из председателей департаментов
Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем
Государственного совета.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры,
состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор.
Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами
заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны
обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать
ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).
Судебной реформой учреждались:
-
адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты
обвиняемые в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в
гражданском процессе;
-
нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок,
актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.
|