В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
34. Развитие права в России в 1905—1917 гг.
В рассматриваемый период главным источником права становится
закон. По своему содержанию законы делились на:
• предписывающие;
• восполнительные.
По пространству действия законы делились на:
• общие — действовавшие на всей территории государства;
• местные — действовавшие на определенной части государства;
• особенные — действовавшие в отношении определенной
категории дел;
• специальные — действовавшие в отношении особых групп лиц.
Действие закона во времени начиналось с момента его
опубликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу,
то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского
издания Собрания узаконений и распоряжений правительства.
В систему источников права данного периода стали включаться
постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти
нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех
исполнительных органов.
Совет министров также издавал положения и указы. Первые
носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов
власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых
действий.
В качестве одной из приоритетных задач законодатель
определил правовое регулирование экономики.
Получило развитие понятие юридического лица. Определялись
виды юридических лиц:
- публичные
— казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;
- частные
— соединения (общества, товарищества) и учреждения.
Для образования юридического лица требовалось соглашение
нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е.
утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.
Товарищества подразделялись на полное, на вере и
акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать
торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна
или акционерного общества.
В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений
применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами
административных методов регулирования, контролирование деятельности
государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен,
таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение
сделок с некоторыми товарами и др.
Характерной особенностью в области судебного права является
либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок
заключения.
С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз
будущего арбитража — административная юстиция.
В годы первой мировой войны в районах, объявленных на
военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и
Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться
военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное
слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
|