В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
35. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны
19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.
В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными
полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени
царя.
Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию
капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России.
Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы:
административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка,
продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.
Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень
сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности.
Значительная часть страны была объявлена на военном положении.
В годы войны в составе правительства происходили частные
смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.
В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей
промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных
комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.
В августе 1915г. правительством было принято Положение
о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью
создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в
снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции
военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и
промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и
снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен
на сырье и др.
К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных
военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный
военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного
комитета входили представители Совета торговли и промышленности,
Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской
сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав
местных комитетов входили президиум, бюро и отделы.
В августе 1915 г. был принят Закон об особых
совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое
совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения
мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и
общественных учреждений и предприятий; Особое совещание для обсуждения и
объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для
обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и
военных грузов; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих
органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование
их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий,
проведение ревизий, закрытие предприятий и др.
В состав Особого совещания по обороне входили: председатели
Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного
совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств,
представители Центрального военно-промышленного комитета, представители
всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по
обороне был военный министр.
Местными органами Особых совещаний были
их комиссии и уполномоченные.
Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов,
создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский
городской союз.
Всероссийский земский союз объединил
земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных
земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с
главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.
Всероссийский городской союз состоял из
съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.
Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный
комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными
задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов,
снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.
|