В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
49. Советское государство в 30—40-е гг.
Тоталитарная система власти сложилась в
СССР на рубеже 20—30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)—ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После
ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии
одновременно занимали руководящие государственные должности.
В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в
догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом
внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и
«тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились
политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для
семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония
пострадали миллионы невиновных людей.
Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали
под жестким контролем партийных органов.
Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и
индустриализации.
В июне 1929 г. началась массовая коллективизация
сельского хозяйства. Была объявлена политика ликвидации
кулачества как класса. Реализация этой политики нанесла серьезный удар по
экономике сельского хозяйства. Были репрессированы тысячи кулаков, середняков и
членов их семей. Коллективизация проходила с нарушением принципа добровольности
в отношении крестьян, которые не хотели вступать в колхозы. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, а рыночные механизмы были
сломаны.
В ноябре 1929 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил решить вопрос о
сроках коллективизации. В январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема
разработала график коллективизации. В соответствии с этим
графиком на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье коллективизация
должна была завершиться к осени 1930 г. Другие районы планировалось
коллективизировать к концу 1931 г.
На всей территории страны преобладающей формой
хозяйствования была признана сельскохозяйственная артель.
Итоги коллективизации были закреплены в двух актах — Примерных
уставах сельскохозяйственной артели (1930 и 1935 гг.). Первый
был принят во время коллективизации, второй — после ее завершения. Уставы
закрепляли обобществление полевых наделов колхозников, рабочего и
товарно-продуктового скота, семенных и кормовых запасов, хозяйственных построек
и т. д.
Прием в члены артели осуществляло правление, позже —
собрание. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.
В качестве основной формы организации труда устав закреплял
бригаду, в качестве оплаты — трудодень и сдельную оплату. Вводились обязательные
нормы выработки.
Усиливается центральное плановое руководство экономикой страны. Главным инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование осуществлялось для отдельных отраслей
народного хозяйства. К середине 20-х гг. были разработаны контрольные
показатели для народного хозяйства в целом. В 1929 г. принят Первый пятилетний план развития. В 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Рыночную экономику заменила
административно-командная система.
С 1929 г. усилились тенденции к централизации в управлении
промышленностью. Региональные власти утрачивали свои права в области управления
местной промышленностью. Устраняются элементы хозрасчета, усиливается налоговое
бремя на частные предприятия, ликвидируются концессии.
В 1927 г. реформированию подвергся ВСНХ. Вместо единого
центрального управления государственной промышленностью образовывались
отраслевые главные управления, на которые и опиралось планово-экономическое
управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест —
предприятие.
В 1934 г. на XVII съезде партии были
сформулированы основные задачи по реконструкции хозяйственного и
управленческого аппарата: разукрупнение наркоматов, чистка
госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений и т. п.
Вместо функциональной системы управления экономикой
устанавливалась производственно-территориальная система, при
которой усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.
Основным итогом формирования командно-административной
системы стали сращивание государственного и партийного
аппаратов, установление приоритета плановых инструментов хозяйствования,
унификация правовой системы и правоприменительной практики.
|