Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 2. Система органов и учреждений прокуратуры
2.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
Прокуратура в Российской Федерации — это
единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а
также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в
целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод
человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры
субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные
прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют
научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся
юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты
социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры
в настоящее время не входит Следственный комитет РФ. Он является
самостоятельным органом исполнительной власти.
Система органов прокуратуры построена по принципу: 1)
административно-территориального и национально-государственного устройства РФ;
2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой
принадлежности к определенной сфере деятельности.
Система прокуратуры выглядит следующим образом:
1. Территориальное деление:
а) Генеральная прокуратура;
б) прокуратура субъектов РФ;
в) прокуратура городов, районов.
2. Военная прокуратура:
а) Главная военная прокуратура в
Генеральной прокуратуре;
б) военная прокуратура округов,
флотов;
в) военная прокуратура объединений,
соединений, гарнизонов;
г) прокуратура Ракетных войск
стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.
3. Другие специализированные
прокуратуры:
а) транспортная;
б) природоохранная;
в) по надзору за исполнением законов в
исправительных учреждениях;
г) прокуратуры закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО).
4. Научные образования, учреждения, редакции изданий. Научно-исследовательский институт
проблем укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения квалификации
кадров.
Территориальные прокуратуры образовываются в субъектах
РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта.
Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные
прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных
образований.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в
Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в
некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в
соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а
также видов Вооруженных Сил РФ.
В основе создания специализированных прокуратур лежит
конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например,
прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)
создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях,
характерным для оборонно-промышленной отрасли.
Одним из важнейших признаков организации
системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование,
реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их
статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ.
Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в
единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.
|