Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 2. Система органов и учреждений прокуратуры
2.4. Специализированные прокуратуры
Военные прокуратуры. Свои
полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ,
других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная
военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных
войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская
городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к
прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений,
гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и
районов. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов,
по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские,
прокурорско-следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств
не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в
соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление
функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы
военной прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов
военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов
осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам
реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ
и других войск, воинских формирований и органов.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель
Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит
деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и
воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей,
издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными
прокуратурами.
Финансирование органов военной прокуратуры
осуществляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых для этих целей
средств федерального бюджета. Материально-техническое обеспечение органов
военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств
связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны
РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам.
Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими
частями.
Главный военный прокурор имеет первого заместителя и
заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым
поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников
управлений.
Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в
составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и
самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители,
начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками
Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной
военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.
В управлениях и отделах устанавливаются должности
старших прокуроров и прокуроров.
В Главной военной прокуратуре образуется Коллегия в
составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и
заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых
Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается
Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.
На военную прокуратуру возлагаются следующие
полномочия:
1) надзор за исполнением Конституции и законов,
действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов,
соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями
и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских
частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных
подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел
РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;
2) надзор за исполнением законов при производстве
предварительного следствия, дознания и осуществлении ОРД по уголовным делам в
материалах о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами,
проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований;
3) уголовное преследование по уголовным делам о
преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими
военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры
обладают в пределах своей компетенции следующими полномочиями и осуществляют их
независимо от командования и органов военного управления:
— участвуют в заседаниях коллегий, военных советов,
служебных совещаниях органов военного управления;
— назначают вневедомственные ревизии и проверки,
затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами
военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и
учреждения;
.— имеют право по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских
частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от
установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
— проверяют законность содержания осужденных,
арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях
и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно
содержащихся там лиц;
— требуют обеспечения охраны, содержания и
конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных
местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
Природоохранные прокуратуры. Эти
прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением
законодательства об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры субъекта РФ действует только
одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура.
Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых
распространяются полномочия этой прокуратуры, определяются Волжским
межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами
субъектов РФ.
На Волжскую межрегиональную природоохранную
прокуратуру возложены следующие полномочия:
— надзор за исполнением законов, направленных на
защиту окружающей природной среды и экологических прав граждан,
представительными (законодательными) и исполнительными органами власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их
должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне р.
Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых
актов;
— уголовное преследование по делам об экономических
преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных
субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне р. Волги.
Транспортные прокуратуры. Данные
прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои
полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном,
речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также
осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и
законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые
так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных
перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры осуществляют также
расследование преступлений, совершенных на транспортных объектах. Одновременно
они обеспечивают надзор за законностью административной деятельности органов
внутренних дел на транспорте, а также за ОРД, дознанием и предварительным
следствием, которые проводят сотрудники транспортной полиции.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при
исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера. Эти
прокуратуры создаются для усиления влияния на состояние законности при
исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер
принудительного характера, назначаемых судом. Указанные прокуратуры действуют
на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих
субъектов РФ. На прокуратуры по надзору за законностью исполнения наказания
возложены задачи в соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре.
Прокуратуры ЗАТО. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ
от 09.09.2002 № 59 действуют только две специализированные прокуратуры ЗАТО г.
Межгорье и комплекса «Байконур» с непосредственным подчинением Генеральной
прокуратуре РФ.
Другие прокуратуры, которые осуществляют надзор за
соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских
формированиях, обеспечивающих их функционирование, непосредственно подчиняются
территориальным прокуратурам субъектов РФ.
На прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»
возложены следующие полномочия:
— надзор за исполнением законов, соблюдением прав и
свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами
контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими
нормативно-правовых актов;
— надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также уголовное
преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах этих
административно-территориальных образований (кроме производства по уголовным
делам в отношении военнослужащих).
Приказом Генерального прокурора РФ от
30.03.2001 № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением
законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных
образованиях» полномочия прокуроров прокуратур ЗАТО в связи с особенностями их
организации и деятельности, в части обращения в арбитражные суды с исками в
защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в
кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов,
осуществляющих правосудие на особорежимных объектах, в ЗАТО, закрытых и
обособленных военных городках и особо-режимных воинских частях, приравнены к
полномочиям соответствующих территориальных прокуроров.
|