Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
В научной и учебной литературе,
посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление
деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором».
Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры
не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не
вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В
своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе
Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами РФ.
Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности
органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. С одной
стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный
механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства,
укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на
федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных
органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой
стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают
мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода
правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а
также принимают действенные меры к их устранению.
Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры
за исполнением законов можно определить как деятельность органов
прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место
фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества
и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских
проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения
выявленных нарушений законов.
В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам
прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов
относятся: 1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные
федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного управления, их
должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4) представительные
(законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители
коммерческих и некоммерческих организаций.
Предмет прокурорского надзора за
исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются
следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2)
исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам
правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение
условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.
При осуществлении надзора за исполнением законов
прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих
полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования
выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или
существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой
стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную
опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой
сами, без вмешательства публичной власти.
Пределы прокурорского надзора за соблюдением
Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим
основаниям:
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ
осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов
федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными
лицами.
Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за
соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и
исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами
исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за
соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления,
районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их
должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих
организаций и их должностными лицами.
На основании принципов централизации и единоначалия в
организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на
себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура
не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением
законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными
органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о
прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае
несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам
Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди
объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или отсутствию информации об имеющих
место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре
указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании
поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов,
требующих принятия мер прокурором.
Информацию об имеющих место нарушениях закона
содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств
массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и
арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной
практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих
использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых
или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых
коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в
особой социальной и правовой охране.
Из этого законодательного требования есть
исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №
195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью
правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их
должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от
поступления информации о нарушениях законности.
|