Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В реализации политики государства, направленной на
борьбу с преступностью, существенная роль принадлежит государственным органам,
наделенным в силу закона правом осуществлять ОРД. Данная деятельность позволяет
эффективно выявлять, раскрывать и пресекать преступления. По оценкам
специалистов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскной
потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений.
Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности.
Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так и
противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии.
Особую озабоченность вызывают новые виды преступлений, в выявлении,
предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, не
имеют достаточного опыта. Указанные обстоятельства требуют повышения качества и
результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями,
ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека,
которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами.
Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с
технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров (п.
10,11ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД), затрагивает конституционное право лица, в
отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной
жизни. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности (п. 8 ч.
1 ст. 6 Закона об ОРД) ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность
жилища.
В связи с этим важен баланс между, с одной стороны,
активной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных
мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений,
а с другой — всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности,
в отношении которой осуществляются ОРД. Гарантией этого будут правовая
регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований
законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты
деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.
Следует отметить, что в области развития нормативного
регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются положительные тенденции.
До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми,
носящими ведомственный характер нормативными актами.
Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной
деятельности, закрепил в качестве одного из основных направлений реализации
прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД. В принятом позднее Законе об ОРД был и определены
субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок
их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением
законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью
принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и
уполномоченные ему прокуроры.
Рассматриваемое направление деятельности органов
прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны,
обязанностью прокурора от имени Российской Федерации осуществлять уголовное
преследование (ч. 1 ст. 37 УПК), а также координировать деятельность
правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о
прокуратуре), а с другой — обязанностью осуществлять надзор за законностью
уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов,
способствовать охране прав и свобод личности.
В соответствии с Законом об ОРД последняя представляет
собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно
уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными
подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод
человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств. В приведенном законодательном
определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.
Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач
частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним
относятся:
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без
вести пропавших;
3) добывание информации о событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации.
Таким образом, сущность прокурорского надзора за
исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной
стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих
подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с
преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности,
вовлеченной в сферу этой борьбы.
Деятельность уполномоченных прокуроров должна
способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц,
скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от
исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
|