Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
Надзор за соблюдением законов органами,
осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на
Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение
конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56.
Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований
закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в
аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются
уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление
надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.
Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами
назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и
нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры
транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную
ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица,
на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.
Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за
законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена
обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь
соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного
пользования.
Допуск для работы с документами оформляется в
соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.
Работа с этими документами накладывает на прокуроров
обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций
информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а
также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно
за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне,
либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну,
должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в
соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»
(далее — Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.
Проверки исполнения законодательства об ОРД должны
проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное
осуществление этих функций.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и
лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка
из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.
Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры
РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке
осуществления прокурорского надзора за исполнением закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности» у
прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки,
которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности
РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем
указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора,
данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые
согласно ведомственным нормативным документам.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре
полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются
уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а
также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных
нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД,
вправе:
— знакомиться с подлинными оперативно-служебными
документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении
оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических
средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные
правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными
оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за
исполнением Закона об ОРД;
— требовать письменные объяснения от должностных лиц,
осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;
— давать письменные указания об осуществлении тех или
иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;
— опротестовывать незаконные и необоснованные
постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД в том числе и о
передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю
(органу дознания, в суд);
— отменять незаконные и необоснованные постановления
следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в
порядке реализации результатов ОРД;
— опротестовывать противоречащие закону ведомственные
правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;
— вносить представления об устранении нарушений закона,
допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
— требовать от руководителей органов, осуществляющих
ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения
оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
— проводить проверку при обнаружении признаков
преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального
законодательства;
— направлять в суд жалобы, проверка которых относится
к исключительной компетенции судей.
При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных
мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа,
осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением
срока их исполнения.
При нарушении органом (должностным лицом),
осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц
уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры
по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.
В случаях незаконного отказа в предоставлении
документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен
рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование
его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований
необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в
установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя
предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных
интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных
мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению
причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц
к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих
прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в
предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.
Уполномоченные прокуроры несут персональную
ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со
сведениями, составляющими государственную тайну.
|