Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами
уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то
государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие
преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им
справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три
основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного
дела.
К участникам уголовного судопроизводства,
осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь,
руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший,
частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно
потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст.
37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах
компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также
надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов
предварительного следствия.
Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и
непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в
уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые
существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного
судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы —
это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью
государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен
полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить
действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и
предварительного следствия.
Под прокурорским надзором за исполнением
законов органами дознания и предварительного следствия понимается
урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в
досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности
при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением
законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит
средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан,
а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет
эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения
следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного
значения.
Осуществляя надзор за соблюдением законности
предварительного расследования и являясь в досудебном производстве
руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
1) обеспечить единый подход к организации
прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания
независимо от их ведомственной принадлежности;
2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения
законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия
прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения,
направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского
характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о
прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность
прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений.
Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений,
принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению
морального и материального ущербов;
4) обеспечить своевременность и законность решений
следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о
преступлении;
5) принять все возможные меры к обеспечению законности
при применении мер процессуального принуждения;
6) осуществлять надзор за своевременностью и
правильностью проведения следственных действий;
7) установить действенный надзор за законностью и
обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго
руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.
Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного
следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не
исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения
виновных.
Правовую основу прокурорского надзора за органами
предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о
прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые
Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от
06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации
прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном
судопроизводстве» и др.
|