Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
Проверка прокурора может быть разделена в соответствии
с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затрагивает отдельные вопросы
организации и деятельности исправительных учреждений. Проверки могут быть
плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и т.д. Вопрос о том объеме, в
рамках которого должна пройти прокурорская проверка, решается исключительно
прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном
учреждении.
Информацию о состоянии законности на поднадзорном
объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обращений осужденных,
анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных
наказаний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о
преступлениях в исправительных и воспитательных колониях.
На основании изученного аналитического материала
прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению.
По прибытии в исправительное учреждение прокурор
истребует у администрации документы, характеризующие состояние режима
содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в исправительных
учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного
воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении трудовых условий
и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии
производственных травм.
Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях — это такой
установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами
порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану
и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную
безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида
исправительного учреждения, назначенного судом.
Прокурор знакомится также с материалами медицинской
службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний,
смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные,
столовые и т.д.).
Проверка личных дел осужденных должна быть направлена
на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его
режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией
исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.
После этого прокурор приступает к проверке штрафных и
следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность
водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов,
послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в
штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о
водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение
врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.
Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор
опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда.
Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний
проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации
исправительного учреждения.
Важным средством предотвращения нарушений закона
является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных
администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен
также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли
образом администрация реагирует на них и т.д.
Среди правовых средств прокурорского реагирования на
выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить
следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения
администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении
нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушении
закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений
администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности
виновных лиц.
|