Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 9. Иные функции органов прокуратуры
9.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
Несмотря на принимаемые в последнее время решительные
меры, направленные на активизацию борьбы с преступностью, рост ее тем не менее
продолжается.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от
26.06.1997 № 34' «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с
преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее
предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные
прокуроры должны исходить из того, что исчерпывающая реализация полномочий,
предусмотренных Законом о прокуратуре, по осуществлению надзора за исполнением
законов, направленных на защиту прав человека и гражданина, охраняемых
интересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием
и раскрытием, а также по уголовному преследованию и координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими
направлениями в работе органов прокуратуры.
Пресечение и предупреждение организованной преступности должно считаться основным
направлением деятельности органов прокуратуры. Особое внимание прокуроры должны
обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение
преступности среди несовершеннолетних, и прежде всего ее организованных форм.
Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей
расследования уголовных дел в отношении подростков, принимать меры к охране их
прав, предусмотренных действующим законодательством, активно использовать свои
полномочия, для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Принимая участие в совместной с другими
правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры
обязаны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении
умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и
коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно
осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие
криминальным структурам в преступной деятельности.
Осуществляя надзор за исполнением законов,
направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов, особое внимание прокуроры должны обращать на
предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности,
нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности
несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы
материалов о преступлениях.
Органы прокуратуры должны вносить предложения по
укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные
органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие
организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания
коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с
преступностью.
Прокуроры должны участвовать в рассмотрении
коллегиальными органами представлений, протестов. В случае неисполнения
требований прокурора следует незамедлительно привлекать виновных к
установленной законом ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением законов и
законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового,
банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства,
обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых
правонарушений. Установив признаки состава преступления, прокурор обязан
выносить мотивированное постановление о направление материалов в органы
предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного
дела.
Органы прокуратуры обязаны обеспечить надзор за
выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел
причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои
полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного принятия реальных
мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от
регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного
расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе
следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в
установлении и розыске преступников, факты необоснованного приостановления и
прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел, как
правило, поручать следователям
Следственного комитета при прокуратуре РФ. В
необходимых случаях прокурорами создаются по согласованию с руководителями
правоохранительных органов межведомственные следственные группы, в состав
которых включены сотрудники оперативно-розыскных подразделений.
В своей деятельности руководители соответствующих
прокуратур должны обеспечивать высокий уровень поддержания государственного
обвинения в судах, опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного
постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов
судебного рассмотрения уголовных дел, прокуроры должны использовать для
совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.
При проведении проверок соблюдения законности и режима
содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные
нарушения, не допускать послабления опасным преступникам. Особое внимание
обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов
и членов преступных групп.
Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и
укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств,
налаживать взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных
преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение международных
договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения
международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее
совершенствованию.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным и
другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим
территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать
постановку информационно-аналитической и методической работы. В этих целях
необходимо системно использовать статистические и иные данные, материалы
прокурорских проверок уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих
органов, а также дел об административных правонарушениях, результаты проверок
заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой
информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку.
Результаты анализа необходимо использовать при подготовке предложений по
усилению борьбы с преступностью.
Анализ состояния преступности, условий и причин, ей
способствующих, проводить не реже чем два раза в год. По полученным результатам
принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по
усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных
органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в
Генеральную прокуратуру РФ.
|