Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 9. Иные функции органов прокуратуры
9.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
Работу прокурора по рассмотрению обращений и приему
граждан следует считать составной частью правозащитной функции прокуратуры,
подчинив ее решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина,
укреплению законности и правопорядка.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом
Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200, устанавливает порядок
рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан, должностных и других лиц,
запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,
депутатов представительных (законодательных) органов субъектов РФ, а также
организации приема граждан, должностных и других лиц в Генеральной прокуратуре
РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других
специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к
ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных
учреждениях Генеральной прокуратуры РФ.
Положения данной Инструкции распространяются на
заявления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях
законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина,
интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте,
факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их
разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его
принятия и т.п.) они в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением
восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует
обратиться.
Обращения граждан, а также руководителей коммерческих
структур и иных организаций, не содержащие сведений о фамилии или
местонахождении (адреса) заявителя, признаются анонимными, остаются без
рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных
преступлениях — направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Предварительное рассмотрение обращений и запросов в
Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и
приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и
других специализированных прокуратурах — отдел писем, старший помощник
прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.
В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним
военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие заявления,
жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение
прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.
Заявления, жалобы, запросы (обращения), разрешение
которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в пятидневный срок с
момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с
одновременным уведомлением об этом заявителей. При пересылке заявлений, жалоб,
запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся
материалы, необходимые для разрешения обращения.
После предварительного рассмотрения для доклада
Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:
— обращения Президента РФ и его помощников,
Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации
Президента РФ и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности РФ,
Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и
Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ,
Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент
РФ и Правительство РФ;
— парламентские запросы, запросы членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются
решения заместителей Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного
комитета либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях,
допущенных работниками
Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур
субъектов РФ;
— обращения других лиц по фактам коррупции,
злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных
работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ
и высшими должностными лицами РФ.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным
прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются
обращения:
— членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ;
— высших должностных лиц субъектов РФ;
— депутатов законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов РФ;
— руководителей судебных и правоохранительных органов
субъектов РФ, а также органов военного управления;
— руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
— в которых обжалуются решения их заместителей,
начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров
субъектов РФ, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона;
прав и свобод человека и гражданина;
— других лиц по фактам коррупции, злоупотребления
служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры
субъекта РФ, а также должностными лицами законодательных (представительных)
органов государственной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок проверки заявлений, жалоб, запросов
(обращений), обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное
рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Генеральным прокурором
РФ, его заместителями, начальниками управлений и отделов (на правах управлений)
Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ,
приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, прокурорами
городов, районов, приравненных к ним военных и других специализированных
прокуроров, их заместителями.
Парламентские и депутатские запросы, обращения членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, заявления и жалобы, взятые
на особый контроль Генеральным прокурором РФ, в том числе жалобы на решения
прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных
прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных и иных
специализированных прокуроров разрешаются, как правило, с изучением уголовных,
гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских
проверок.
Заявления, жалобы, запросы (обращения) о
систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных иди грубых
нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов
субъектов РФ, проверяются с выездом на место. Для обеспечения полноты и
объективности проверок к проведению их могут привлекаться специалисты, а в
случае необходимости — сами заявители.
Парламентские запросы разрешаются непосредственно в
управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Направление их для разрешения
в прокуратуры субъектов РФ не допускается.
Запрещается направление заявлений, жалоб, запросов
(обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам,
которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые
решения. При необходимости полного, всестороннего и объективного исследования
доводов заявителей нижестоящим прокурорам дается поручение с указанием
подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения.
Заявление и жалоба могут быть оставлены без разрешения в случаях, если:
1) повторное обращение не содержит новых данных, а все
изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ был дан
соответственно прокурором города, района, прокурором субъекта РФ или
приравненным к ним прокурором, а в центральном аппарате — старшим помощником
Генерального прокурора РФ с разъяснением заявителю права обращаться к
вышестоящему прокурору;
2) в обращении имеются выражения, оскорбляющие честь и
достоинство других лиц, нецензурные выражения, а автор ранее предупреждался о
том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть
прекращена.
Оставление заявления и жалобы без разрешения
производится по мотивированному заключению, которое утверждается прокурором
города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной
прокуратуры, прокурором субъекта РФ, а в Генеральной прокуратуре РФ — одним из
заместителей Генерального прокурора РФ, о чем одновременно сообщается заявителю
за подписью исполнителя.
По итогам разрешения парламентских и депутатских
запросов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы,
заявлений и жалоб, взятых на особый контроль, связанных с изучением уголовных,
гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских
проверок в обязательном порядке составляется мотивированное заключение,
утверждаемое одним из руководителей подразделения Генеральной прокуратуры РФ,
прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней военной .и иной специализированной
прокуратуры, а также прокуратуры города, района, приравненной к ней военной и
иной специализированной прокуратуры.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе,
предоставляется возможность знакомиться с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и свободы (прекращенными производством
уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела,
надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не
противоречит требованиям о соблюдении государственной или иной охраняемой
законом тайны, законным интересам других лиц.
Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и
других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в
прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15
дней, если иной срок не установлен федеральным законом.
Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со
дня получения или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального
Собрания РФ срок.
Запрос члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в
иной согласованный с инициатором запроса срок. При обращении члена Совета
Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении
информации по вопросам, связанным с их деятельностью, необходимые документы или
сведения направляются им безотлагательно, а при проведении дополнительной
проверки — не позднее 30 дней со дня получения обращения,
Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в
самом запросе не установлен иной срок.
Обращения, поступившие от Президента РФ и его
помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации
Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателей Совета Федерации
и Государственной Думы, их заместителей, членов Государственного Совета,
председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ,
руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц
субъектов РФ, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на
особый контроль, разрешаются безотлагательно.
Последним днем разрешения обращения в случае, когда
установленный срок истекает в выходной или праздничный день, считается первый
следующий за ним рабочий день. Срок разрешения обращения продлевается
прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителя, а также
органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и
характере принимаемых мер.
Сообщения об итогах проверки запросов и обращений
должны содержать юридически выверенный и мотивированный ответ на каждый
изложенный в них довод. Подробная аргументация ответов на обращения, связанные
с расследованием уголовных дел, Приводится либо после окончания, либо во время
проведения расследования в форме, не раскрывающей тайну предварительного
следствия. В случаях отмены постановлений органов следствия и дознания,
принесения протестов, предъявления исков и применения иных мер прокурорского
реагирования заявитель уведомляется о том, где впоследствии он может получить
информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в
обращениях.
Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его
требований, а также с разъяснением по существу обращения направляет
рассматривающий его прокурор либо другое должностное лицо по поручению
руководителя прокуратуры. Решение об отклонении обращения в прокуратурах
городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных
прокуратурах принимает и дает ответ заявителям прокурор или его заместитель.
В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан,
представителей государственных и общественных организаций осуществляется
отделом по приему граждан в день их обращения с участием отраслевых
подразделений. К приему привлекаются преимущественно те прокуроры управлений и
отделов, которые будут разрешать обращения.
Генеральный прокурор РФ, его заместители осуществляют
прием граждан с обращениями, решения по которым принимались начальниками
управлений и отделов (на правах управлений).
В прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, других
территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах прием
проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть
вывешен в помещении прокуратуры. Порядок приема в вечернее время и выходные дни
устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.
Руководителями прокуратур прием населения проводится
не реже одного раза в неделю. Решение по жалобе принимает и ответ на нее дает
руководитель прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Устные обращения заявителей подлежат регистрации в книге личного приема, где
отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме. По
требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.
|