О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.1. Предмет и задачи курса «История государства и права зарубежных стран»
История государства и права является одной из
важнейших общественных наук, лежащих в основе всего юридического образования,
поскольку обладает широкой информативностью и является действенным инструментом
формирования исторического и правового сознания. Не изучив этот предмет, невозможно
познать закономерности эволюции государства и права, а также современные
государственно-правовые реалии, ибо все нынешние государственно-правовые
институты и современная юридическая техника сформировались в прошлом и были
исторически обусловлены определенными объективными причинами.
Еще недавно история
государства и права была излишне идеологизирована, а научный анализ часто подменялся
классовым подходом, что, на наш взгляд, контрпродуктивно. Методом изложения
учебного материала предлагается историко-формационный подход, позволяющий
научно проанализировать движущие силы развития общества, в том числе и
государственно-правового, возникающего на базе достигнутых материальных и
культурно-духовных ценностей, общества, с присущими ему социальной структурой и
уровнем общественного сознания. Тем более, что в настоящее время так называемый
«азиатский» способ производства благополучно трансформировался в
капиталистический в полном соответствии с теорией общественно-экономических формаций,
которая не может быть отброшена только потому, что не признает вечность
буржуазного правопорядка, допуская возможность его замены какой-то другой
общественной системой. Несомненно и то, что все авторы классических учебников
признают научно-практическую значимость этого метода, но отвергают его иногда
по конъюнктурным соображениям. «Драматическое крушение советского строя, –
пишет З.М. Черниловский, – и всей связанной с ним идеологии поставило историческую,
а значит, и историко-правовую науку перед трудным выбором»[1]. Действительно, сегодня нет
необходимости возвращаться к тому, что ушло в прошлое, задача состоит в
сохранении и развитии научно-значимых результатов.
Основная цель учебного пособия заключается в
разработке методики изучения историко-правовых предпосылок возникновения и
развития государства с глубокой древности и до настоящего времени. Выбор такого
периода обусловлен как задачами курса, так и ролью, которую он играет в
профессиональной подготовке юристов. Поэтому при анализе истории древнего
государства и права главное внимание обращается на выделение основных
направлений становления юридической техники и исторического правосознания, исследуются
вопросы причин и условий возникновения права, его обособления от других форм
общественного сознания, о его связях с государством, политикой и моралью, а
также с обычным правом, которое являлось важным первоисточником правовой
культуры. Этот анализ проводится на основе новых подходов к оценке места и роли
истории государства и права как учебной дисциплины, предусмотренной государственным
образовательным стандартом в подготовке современных специалистов в области
юриспруденции.
Исследование правосознания в ряду других форм общественного
сознания, с которыми оно связано исторически и функционально, необходимо, и
как справедливо указывает В.С. Нерсесянц, «при всей своей относительной
самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои
специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе
и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами»[2]. Из этого следует, что
общественные отношения регулируются не только правом, но и другими формами
общественного сознания (моралью, политикой, религией и т.д.), причем все они одинаково
важны для процесса становления и развития общества и правового государства,
даже если бы речь шла об идеальном государстве Платона. В котором, в частности,
предполагалось «совпадение индивида и гражданина, представление о
городе-государстве, как горизонте всех моральных ценностей и единственно возможной
форме общежития»[3]. Как видно, даже консервативная теория государства
Платона претендовала на роль теории правового государства своего времени, так
как в ней в полной мере и последовательно проведен принцип диктатуры закона:
«Сувереном должен быть закон, а потому необходимо разработать конституцию»[4]. Вслед за ним, как показывает
история государства и права, все законодатели стремились к созданию всеобъемлющей
теории государства и права, которая трансформировалась в настоящее время в идею
правового государства.
История конституционализма показывает, что
исторической основой линейного развития правового государства является возникновение
учения о правах и свободах человека, возникшее под влиянием зарождающегося
европейского гуманизма, у истоков которого стоят Ф. Петрарка, Ф. Рабле и др.
Ничего подобного в предшествующий период становления гуманистической мысли не
было. Как бы мы ни старались осовременить христианство и другие религии, мы не
увидим в них источника для появления идей прав и свобод человека. Ведь из идеи
«раба Божия» не может вырасти идея свободного человека. В противном случае к
правовым государствам следует отнести и государство царя Хаммурапи, который в
своих законах провозглашал, что власть ему дана, «чтобы справедливость в стране
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не
притеснял слабого...»[5].
Родоначальником идеи правового государства считается
И. Кант, называвший действительными признаками правового государства только
такие, которые способствуют росту нравственного правосознания человека и
расширяют его гражданские права и свободы, что вытекает из нравственного
императива, требующего поступать так, «чтобы свободное проявление твоего
произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной с всеобщим законом»[6]. Следовательно, если нет
роста правосознания, то бессмысленно ставить вопрос о правовом государстве. В
истории государства и права в центре стоит человек, который рассматривается
всеми институтами государственной власти как цель, а не только как средство. В Российской
Конституции эти положения присутствуют, но не нашли должного развития в
законодательной практике, что характерно для современного законодательства
вообще.
В конечном счете, исторический процесс упорядочения и
кодификации норм права, происходивший на протяжении длительного исторического
периода, выполнил свою миссию, решив целый ряд важных задач по формированию
современного государства и права, что, в частности, отразилось:
·
в закреплении в юридических нормах
изменений, складывающихся в материальных условиях жизнедеятельности общества;
·
в отражении в юридических нормах
классовых и социальных отношений;
·
в формировании правосознания
первоначально у узкой прослойки общества, а затем и у населения в целом,
которое в условиях классового общества имело противоречивый характер;
·
в предоставлении народу свобод,
принадлежавших ранее только привилегированным слоям общества;
·
в выработке техники составления
юридических документов, приведшей в конечном счете к кодификации права, что предвосхитило
дальнейшую форму объективации правосознания;
·
в установлении причинной связи
между правом и государством в форме диалектики обычного права и правового
закрепления государственной власти юридическими средствами;
·
в становлении системы
правоприменительных институтов, защищающих интересы власти и господствующей
прослойки общества посредством провозглашения неотъемлемых прав и свобод
граждан конституционной нормой, а социального партнерства в качестве основы
государственного общества;
·
в форме превращения правосознания
в составную часть идеологии господствующего класса, которая со временем
принимает характер официальной идеологии.
Важное место в курсе занимает выявление источников,
предпосылок правового государства, содержащихся в примитивных формах
догосударственного и раннегосударственного устройства прошедших эпох. Но действительные
черты и элементы правового государства появляются значительно позднее, а именно
в развитых демократиях античного мира. Так, Аристотель заложил основы учения о
путях становления правового государства, утверждая, что оно в своем развитии
должно пройти через монархию, аристократию, олигархию, тиранию и дойти,
наконец, до демократии. «Благо отдельно взятого человека, – считал Аристотель,
– по природе своей то же, что и благо города-государства, только еще более
прекрасно и божественно. Ведь из частного оно перетекает в социальное»[7]. В дальнейшем Платон
конкретизирует учение о государстве и его законах посредством идеализации
исторического опыта, что оказало большое влияние на последующее развитие
юридической мысли. В отличие от Аристотеля, который под правовым государством
понимал монархию, Платон развивает учение о классовом государстве, что
неизмеримо ближе к естественному ходу его развития. Впрочем, оба они сходятся в
том, что «основой правового государства может быть полития, т.е. умеренная
демократия эллинистического типа: она – лучшая из форм, ибо воплощает средний
путь между олигархией и демократией»[8].
Следующим периодом совершенствования государства
явился западноевропейский этап его развития, произошедший под влиянием
греко-римской и христианской культур. Его культурными предпосылками послужила
церковная доктрина, оказавшая влияние на все стороны духовной жизни и права в
форме теологии Средневековья. Выработанная в трудах теологов Бл. Аврелия, Фомы
Аквинского, Марсилия Падуанского и др., она стала основой «христианского
государства» и канонического права, которые сыграли значительную роль в развитии
позднейшего буржуазного права, что подтверждает связь правовых идей с
конкретно-историческими условиями жизни общества. Э. Аннерс справедливо
подчеркивает, что «благодаря развитию юридической техники в средние века право
стало гораздо более точным инструментом управления общественным развитием через
законодательство и контроль юридической практики. Тем самым были созданы
условия для более эффективной, чем раньше, организации разделения труда и
совместной работы людей, но в этом и заключается первостепенная задача
общественного порядка»[9].
Оторванность от реальности ведет к голому
абстрагированию, лишенному практической пользы, хотя и представляющему определенный
интерес с точки зрения философии истории права, как, например, возможность
бесчисленного конструирования правовых идей и систем, имеющих лишь формальную
возможность реализоваться в обществе и принимающих вид псевдоюридического мышления.
Поэтому, когда в качестве методологического источника в истории или практике
используют философское учение софистов, утверждавших, что ложь и истина зависят
только от позиции, выбранной наблюдателем, то, в конечном счете, дезориентируют
и ослабляет действенность юридической науки: все подвергается сомнению, все
выливается в схоластику. Презумпция невиновности в руках юриста-софиста
превращается в полное оправдание правонарушения, так как всегда можно отыскать
доводы в пользу того, что они вызваны непреодолимыми или иными
обстоятельствами.
Связующим звеном между правовыми
взглядами Средневековья и Нового времени стало творчество английского монаха,
философа и логика Уильям Оккама (ок. 1300-1350). Борьба за номинализм как метод
научного познания практически вела к устранению платоновских врожденных идей, а
в конечном счете, и к самой идеи Бога. Оккама стал как бы арбитром в борьбе
между католической церковью и светскими властями, выступая преимущественно на
стороне последних. Поддержав английского короля Эдуарда IV (1312-1377) в его
борьбе против права церковной собственности на землю, он положил начало
исторически важной теории, которая в будущем стала краеугольным камнем
буржуазного права частной собственности. Этой и другими идеями была подорвана
монополия церкви на духовную и светскую власть, что создало почву для
возникновения новых идей протестантской реформации в области теории государства
и права, полагающей, что если государство и право не от Бога, то, следовательно,
надо искать им земное объяснение.
Новое мышление было связано, прежде всего, с
философско-правовыми взглядами И. Канта (1724-1804), сыгравшего решающую роль в
критике теории естественного права и заложившего основы нового правосознания, опирающегося на возможности личной свободы в условиях уважения
прав других людей в обществе. «Все неправое, – писал он, – препятствует
свободе, сообразной со всеобщим законом, принуждение же препятствует свободе
или оказывает ей сопротивление»[10]. Тем самым было положено начало
исторической школы права, в основе которой лежала идея гражданских свобод и
прав человека. Но становление буржуазных отношений в развитых европейских
странах повлекло за собой глубокие социальные перемены, вызвавшие к жизни потребность
в правовых реформах и нововведениях. Это было связано с возникновением
современного управленческого государства, с его обширной и разветвленной правовой
базой, в основе которой лежали права человека, принцип разделения властей,
всеобщее избирательное право, парламентаризм и деятельность политических
партий, которые стали переводить политические идеи на юридический язык. Оказалось, что государство строится на силе, а не
на морали.
И. Кант предельно точно выразил
системообразующий смысл идеи гражданского общества, определив право как
институт гражданского общества, призванный защитить гражданина от произвола государства.
Идея гражданского общества сопрягается с мыслью о правовой жизни людей, тогда
как государство в данном контексте воспринимается как область правового
произвола. В ходе революций XVIII – XIX вв. возникает буржуазное
государство, в котором создаются условия для частных лиц пользоваться свободой,
равенством и законностью, что стало основой идеи современного правопорядка в
форме правового государства, в результате чего эта идея получила более широкое
распространение.
История зарубежного государства и
права тесно связана с теорией государства и права, историей политических и
правовых учений и другими юридическими дисциплинами, изучающими общие и конкретные
процессы развития права в их хронологической последовательности, что придает ей
системный подход к комплексным явлениям общественной жизни. При этом необходимо
использовать сложившиеся общенаучные методы познания и исследования социальных
процессов. Такими методами являются историко-материалистический,
системно-структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические,
такие как формально-прагматический, формально-догматический и др. Они позволяют
из массы эмпирического материала выделить основные категории и закономерности,
характеризующие с научной точки зрения процессы, происходящие в сложной системе
межличностных общественных связей, регулирующих, в конечном счете, жизнь
общества.
Так, диалектический метод
применим при раскрытии содержания социальных процессов, осмыслении предмета и
объекта исследования, взаимодействия их между собой, а также как способ рассмотрения
всех предметов и явлений в диалектическом единстве, что, по сути, является
общенаучным методом.
Сравнительно-исторический метод опирается на исследования
возникновения и развития государства и права, на анализ содержания
исторического процесса, его движущих сил и причинно-следственных связей, придерживаясь
в основном описательно-хронологического порядка.
Историко-юридическим аспектом
этого метода является научное выявление основных элементов анализируемых
объектов, их разделение на отдельные стороны, этапы, периоды с целью раскрытия
их правового содержания, места и роли в регулировании общеисторического
процесса. В нем учитывается множественность уровней действительности, поскольку
каждый объект права имеет свою историю, т.е. он возник, прошел стадию развития,
видоизменился и предстает на современном уровне как продукт синтеза
исторического развития государства и права.
Системно-структурный метод
особенно эффективен применительно к историко-юридическому исследованию,
занимающемуся изучением системы элементов, присущих им взаимосвязей и внутренних
закономерностей, а также характеризующему ее целостность и взаимосвязь
системообразующих элементов. С помощью этого метода исследуется сложный
комплекс взаимосвязей государства и права с окружающей социальной средой, а в
строгом понимании – с другими формами общественного сознания. Этот метод
особенно эффективен при исследовании исторических аспектов становления
государства и права, так как целостная картина этого процесса часто отсутствует
и многие пробелы в истории приходится восстанавливать с помощью логических
приемов установления истины. Диалектическая сторона метода позволяет
рассматривать исторические памятники права в их становлении, развитии и
взаимосвязи в рамках общего историко-правового процесса становления правового
государства как конечной цели, к которой осознанно или бессознательно стремятся
все правовые системы.
Как и любая другая наука, история
государства и права зарубежных стран располагает целым рядом методологических
подходов. До середины 80-х гг. ХХ в. в российской историко-правовой науке
господствовал сугубо материалистический подход, что было обусловлено
доминированием жестких идеологических схем. Это значительно затрудняло подлинно
научное объяснение сущности правовых и государственных процессов.
В настоящее время получил
распространение методологический плюрализм, позволяющий сочетать формационный
метод с цивилизационным и антропологическим, что помогает исследовать
исторический процесс развития правовых и государственных институтов в более
полном виде, учитывая все грани их проявления. Важное место среди них
принадлежит диалектическому методу, раскрытие содержания которого составляет
одну из основополагающих проблем философии права. Данный метод играет
исключительную роль в теоретическом осмыслении объекта исследования, что, однако,
не предполагает механического, а значит, упрощенного применения общефилософских
понятий в историко-юридической науке.
История государства и права
зарубежных стран изучает историю государственно-правовых институтов отдельных
стран хронологически, в рамках четырех основных периодов – Древний мир, Средние
века, Новое и Новейшее время. Эта периодизация в значительной мере условна, тем
не менее она соответствует четырем основным эпохам развития общества, важнейшей
частью которого являются государство и право. Каждая из этих эпох
характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых
процессов. Не все страны проходят эти основные периоды общественного развития,
а если и проходят, то далеко не всегда синхронно и однозначно.
[1. С. 1-12; 2. С. 3-11, 1-7;
12; 22]
Контрольные вопросы
1.
Что изучает история права?
2.
Какие задачи ставятся перед
студентами, изучающими историю права?
3.
Как связаны история права и
современность?
4.
Какие методы используются в
истории зарубежного государства и права?
[1] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и
права. М.: Юрист, 1995. С. 7.
[2] Нерсесянц В.С. Юриспруденция.
Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма-ИНФРА-М,
1998. С. 50.
[3] H.G. Gadamer. Study platonici, Maritti,
Torino 1983. P.
37.
[5] Хрестоматия по
истории государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) / Сост.
В.А. Томсинов. М., 1999. С.6.
[6] Кант И.
Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб.,1995.
С. 286.
[7] Aristotele, Opere, 4 Vol, 3 Vol.
Zaterza, Roma-Bari, 1973. P. 161.
[8] Реале Дж.,
Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. ч. Античность.
СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 159.
[9]
Аннерс
Э.
История европейского права. М.: Наука, 1996. С. 208.
[10] Кант И. Метафизические начала учения о праве.
СПб., 1995. С. 287.
|