О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.3. История государства и права античного мира
1.3.3. Государство и право в Древнем Риме
Началом истории Древнего Рима
принято считать VIII в. до н.э. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессом разложения первобытнообщинного строя в племенах,
обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (триб) – древних
латинян, сабинян и этрусков – привело к образованию общины. Высокий уровень
развития правовой культуры Древнего Рима был достигнут одновременно с
обретением им военного и политического могущества. Традиционно его историю
подразделяют на следующие периоды: I − царский (от основания
Рима его первым царем Ромулом до последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н.э.); II – классический, или республиканский, охватывает отрезок времени с 509
по 27 г. до н.э. и III – постклассический, или имперский, распадается на два
подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списках сенаторов)
совмещает многие властные функции в республике (с 27 г. до н.э.−284 г. н.э.) и период домината (от dominuus – господин), когда устанавливается
императорская власть (284−476 гг. н.э.).
Старейшины родов входили в
сенат – совет, составленный по преданию Ромулом из трехсот сенаторов. В
компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые
выносились на решение народного собрания, а
также ведение текущих дел по управлению Римом. Постепенно сенат сделался
главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее
гражданским правителем и верховным военачальником был рекс или «царь». Он
избирался на народных собраниях, проходивших по куриям, – куриатных комициях,
участвовать в которых могли только патриции, члены древнейших аристократических
римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Другая часть населения,
находившаяся вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными
гражданами, несли военную службу наряду с патрициями, но получали неравную с
ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены
политической правоспособности.
Постепенно патриции составили
господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также
клиентами. Клиенты – обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые
жители, будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под
покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также
их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде
всего воинскую.
Шестой, предпоследний римский
rex – Сервий Туллий (578−534 гг. до н.э.) провел реформы, закрепившие
господство богатых и знатных независимо от того, относились они к патрициям или
к плебеям, и ввел вместо родоплеменного принцип территориального деления
населения.
Первая часть реформы –
деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных
разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер
частного землевладения. Позднее, в IV в. до н.э., с появлением денег была
введена денежная оценка имущества – асс (мелкая медная монета). Лица,
обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями
надела – во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая
группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные – пролетарии –
объединялись в шестой разряд.
Всего по реформе было
образовано 193 центурии. Из них 18 были всадниками и 80 – богатыми первого
разряда, т.е. они составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая
центурия имела на собрании один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых»
центурий всегда составляли большинство (98 из 193). Таким образом, центурии
стали не только военной, но и политической силой. После реформ Сервия Туллия
наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания и
по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и
это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы –
деление свободного населения по территориальному принципу. Согласно этой
реформе в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных
округов, сохранивших старое племенное название – трибы. Территориальная триба
объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись
старосте, в обязанности которого входил и сбор налогов. Позднее по
территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая
триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия
завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав
полноправных римских граждан, допустив их к участию в центуриатном и трибутном
народных собраниях, реформа способствовала в конечном счете консолидации
свободных граждан и обеспечила их господство над рабами.
По статусу свободы все
население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные подразделялись на две
социально-классовые группы: состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев,
торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), городскую
бедноту, составлявших большинство общества.
Рабы были государственные и
частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс.
Главным источником рабства оставался военный плен, а к концу республиканского
периода получила распространение самопродажа бедноты в рабство.
По статусу гражданства
свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов).
Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они
оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную
правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились
свободные жители внешних провинций (завоеванных Римом стран), а также свободные
жители всех иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были
избирать себе покровителей – патронов, по отношению к которым находились в
положении, мало отличавшемся от положения древних клиентов. Перегрины исполняли
налоговые повинности.
По мере развития
имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении общеизвестного
положения римского гражданина. В конце III − II в. до н.э. оформляются
привилегированные сословия – нобили и всадники. Высшее сословие – сословие
нобилей – образовалось в результате слияния самых знатных и богатых
патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической
базой нобилитета было крупное землевладение.
Старое сословие всадников пополнялось в республике из состава торгово-финансовой знати и средних
землевладельцев.
Статус семьи обеспечивал
полную политическую и гражданскую правоспособность только главе римских семей –
домовладыке. Остальные члены семьи находились под его властью (подвластные).
Становление республики
происходило в борьбе между плебсом и патрициями. Древний Рим в этот период
справедливо характеризуется как аристократическая республика с разделением
властей. Центральными органами власти и
управления в римской республике были Сенат, народные собрания (комиции),
магистраты (выборные должностные лица).
Сенат – высший постоянно
действующий орган власти. Изначально в нем была представлена верхушка
патрициев, а с V в. до н.э. плебеи также получили ограниченный доступ в Сенат.
Срок полномочий сенатора был пожизненным, но каждые пять лет производилась
«чистка» Сената цензорами. Сенат обладал следующими полномочиями:
-
ведал казной, устанавливал налоги,
определял государственные расходы;
-
контролировал законодательную
деятельность центуриатных собраний;
-
рассматривал предварительно законопроекты;
-
утверждал избранных народными
собраниями должностных лиц;
-
контролировал религиозные культы;
-
осуществлял внешнюю политику
государства;
-
в чрезвычайных обстоятельствах
принимал решение об установлении диктатуры.
Комиции (народные собрания)
считались законодательными органами. Они были трех видов: куриатные,
центуриатные, трибутные.
Главную роль играли
центуриатные комиции, в компетенцию которых входило:
-
принятие законов;
-
избрание высших должностных лиц
(консулов, преторов, цензоров);
-
объявление войны;
-
рассмотрение апелляций на
приговоры о смертной казни.
Вторыми по значению являлись
трибутные комиции, собиравшиеся с участием как всех граждан трибы (смешанные
трибутные комиции), так и только плебеев (плебейские «сходки» – concilium).
Здесь избирали народных трибунов, иных младших магистратов, могли досрочно
лишить этих должностных лиц полномочий. Плебейские сходки занимались активным
законотворчеством под руководством плебейского трибуна. С повышением роли плебеев
эти комиции также расширяли свои полномочия.
Магистраты – так в Древнем
Риме назывались государственные должности. Магистраты избирались комициями на
год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах
на срок не более 6 месяцев, и цензоров – их выбирали на 5 лет). Магистраты
делились на высшие – консулы, преторы, диктатор, цензоры и низшие – квесторы,
эдилы, народные трибуны и др.
Диктатор – экстраординарная
должность, на которую назначался один из бывших консулов в случае каких-либо
кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий. Диктатор
обладал всей полнотой власти только в течение шести месяцев. При этом все
магистраты продолжали действовать формально под его властью.
Консулы в повседневной жизни
возглавляли всю систему магистратур, обладали военными полномочиями,
распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными
территориями. Преторы замещали консулов в их отсутствие, руководили гражданским
судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая
нормы права. Цензоры составляли списки граждан для распределения по трибам, разрядам
и для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам.
К середине III в. до н.э.
Древний Рим подчинил себе значительную часть Италии, по форме оставаясь аристократической
республикой с характерной для нее системой «сдержек и противовесов».
В 27 г. до н.э. после распада второго триумвирата Сенат вручил Октавиану Августу верховную власть над
Римом и провинциями. С этого времени установился государственный строй, который
называют принципатом, или первой половиной Римской империи. Принцепс означает
«первый гражданин римского государства».
Император-принцепс сразу
соединил в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора,
претора, народного трибуна. При этом в первые века формально сохранялась видимость
республики с правлением Сената, что превратило принципат в своеобразную диархию
(ср.: монархия). Правда, принцепс уже пытается противопоставить Сенату новый
коллегиальный совещательный орган – совет принцепса (concilium principis), в
который входят близкие главе государства лица. Народные собрания при принципате
продолжают собираться, однако утрачивают свою былую роль и влияние. Новые
должности в государственном аппарате (префект претория – начальник охраны
принцепса, префект Рима – глава столицы) приобретают реальный вес и значение.
Армия с этого времени становится постоянной и наемной.
К концу III в. н.э. в Риме
устанавливается доминат (от dominus – господин) – режим неограниченной монархии.
Управление государством осуществляют многочисленные чиновники, назначаемые
императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов государственного управления этого периода необходимо
выделить государственный совет при императоре, финансовое и военное ведомства.
Во время правления основателя
домината императора Диоклетиана (284−305 г. н.э.) была учреждена тетрархия
(правление четырех), когда в каждой из двух частей империи (западной и
восточной) управлял император и его соправитель – цезарь. Армия была разделена
на две части: одна часть размещалась на границах, а другая – внутри государства
– для обеспечения внутренней безопасности. Кроме того, император Диоклетиан
ввел новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100,
причем последней по порядку был назван Рим. Диоклетиан ввел также прямой налог
в натуральном виде, установил максимальные размеры заработной платы для
различных категорий населения.
Император Константин I
Великий (306−337 г. н.э.) хотя и отменил тетрархию, но в основном
продолжил начатые Диоклетианом реформы: завершил
административно-территориальное преобразование страны (префектуры, диоцезы,
провинции, округа), окончательно запретил переход прежде свободного земельного
арендатора – колона – из одного имения в другое. В отличие от языческой позиции
Диоклетиана «благочестивый» Константин разрешил христианам свободное
вероисповедание (313 г.), позволил провести первый в истории Никейский собор в 325 г. на территории Восточной Римской империи, наконец, сам – первым из римских императоров – принял
обряд крещения в 337 г.
Главный же смысл обеих реформ
– спасти утраченные Римом позиции мировой империи и поднять престиж
государственности и власти императора. Во многом благодаря реформам, Римская
империя просуществовала до 476 г. н.э.
[1. С. 171-217; 2. С.
123-147; 1-7; 10-14; 17; 21-22].
Контрольные вопросы
1.
История Римского государства.
2.
Законы XII таблиц.
3.
В чем своеобразие правопонимания
древних римлян.
|