О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока
1.4.7. Государство и право Арабского халифата
Арабский халифат как
средневековое государство сложился в результате объединения племен, центром
расселения которых являлся Аравийский полуостров. В V−VI вв. арабы
находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного
строя, основанного на кровнородственных связях. Все население Аравии состояло
из отдельных племен, объединявших кланы и роды. Глава племени – шейх – осуществлял
внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками,
председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял
обязанности служителя религиозного культа.
Объединению арабов
способствовало возникновение в VII в. новой монотеистической религии – ислама
(«покорность Богу»). Основателем ислама стал сын торговца из Мекки Мухаммед
(«пророк», «вдохновенный»). Он не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а
считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом
независимо от их племенного происхождения.
Убежденный в том, что арабы
должны соединиться в одну общину мусульман, Мухаммед и его сторонники из Медины
стали готовиться к захвату богатой Мекки. После овладения ею, Мухаммед
стремился установить господство над всей Аравией. Во все племена было послано
требование принять ислам и платить подать для поддержания дела веры. Новая вера
содержала сильнейшее средство для объединения всего арабского народа – завет
священной войны – джихада. Арабы устремлялись за пределы родины. Теперь у них
появилось религиозное оправдание набегов за добычей: обязанность всюду
распространять истинную веру.
Религия, таким образом,
сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только
сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных
походов.
После смерти Мухаммеда
объединение арабских племен продолжалось. Власть в стране была передана
духовному наследнику пророка – халифу, которого избирали из ближайших
родственников или сподвижников Мухаммеда. В течение первых 60 лет после смерти
Мухаммеда халифов избирали совет знати или жители Мекки и Медины (истинные
мусульмане). Затем власть стала наследственной.
Первые четыре «праведных»
халифа подавили выступления племен, недовольных исламом, и завершили
политическое объединение арабов. Они завоевали Сирию, Персию, Северную Африку,
Египет, Среднюю Азию, Афганистан, Испанию, вторглись даже во Франкское
государство, но были разбиты Карлом Мартеллом в 732 г. в битве при Пуатье.
Для халифата как формы
правления характерна централизация государственного аппарата. Халифу принадлежала
высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Центральными
органами управления государством являлись ведомства (диваны). Из наиболее
известных выделяют диваны внутренних, военных, почтовых дел. Халиф назначал
всех высших чиновников, в том числе и главного из них – визиря. Халифат был
разделен на провинции, которыми управляли эмиры, подчинявшиеся только халифу.
Помощников эмиров именовали наибами. Что касается организации судопроизводства,
отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные
им управители территорий сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд
стали вершить знатоки шариата (мусульманского права), которые составили группу
профессиональных судей – кади. Кади, не будучи связанным определенным порядком
судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением
опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных
решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры
кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежащими.
Мусульманское право (шариат)
с момента возникновения и до наших дней представлено сводом религиозно-этических
и правовых предписаний ислама. Поэтому его часто именуют «одной из сторон
религии ислама». Шариат включает нормы государственного, гражданского,
уголовного и процессуального права и опирается, прежде всего, на ортодоксальные
источники – Коран и Сунну.
Коран – главная священная
книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений,
молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в Коране предписания
носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна – сборники преданий
(адатов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенные его сподвижниками и
содержащие предписания относительно семейного, наследственного и процессуального
права.
Помимо двух основных указанных
источников, шариат выделяет как особый источник иджму – единодушное мнение
авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по религиозно-правовым
и бытовым вопросам, решение которых может быть основано не только на Коране и
Сунне.
Кроме того, в мусульманских
странах по каждому важному правовому вопросу общественной жизни является
обязательным получение фетвы – юридического заключения высших религиозных
авторитетов (муфтия, шейха-уль-ислама) о соответствии того или иного действия
или явления предписаниям Корана и шариата. В качестве суждения по аналогии,
представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и
аналогией закона, признан дополнительным источником мусульманского права и
кийас.
По мере распространения
ислама появились и другие источники права – кануны (законы), указы и распоряжения
халифов (фирманы), местные обычаи (адаты), не противоречащие исламу.
Шариату известно деление
вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся
индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Особую категорию составляют
вещи, которые не могут или не должны находиться в собственности. Это воздух,
море, пустыня, мечети, водные пути. Не признается собственность на «нечистые
вещи» – вино, свинину, книги, противоречащие учению ислама. Практические
вопросы обязательственного права также получили в шариате всестороннюю
разработку.
Шариат рассматривает брак как
религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требуется согласие
сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому
брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Коран
признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии,
что он может достойно их содержать). Муж обязан предоставить каждой жене
имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать ее положению в обществе.
Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует
самостоятельно в имущественном обороте, она обязана вести домашнее хозяйство и
воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах.
Муж может развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода;
жена может потребовать развода через суд лишь по строго определенным
основаниям.
Наследственное право ислама до
недавнего времени признавало два порядка наследования: по закону и по
завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались
расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся
имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство
получали сыновья умершего, затем его братья, дяди и более дальние родственники
– мужчины. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение
наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в
смерти наследователя. Характерными чертами наследования по завещанию были
следующие: завещание не могло составляться в пользу законных наследников; завещание не могло затрагивать более
трети имущества завещателя; составление завещания требовало присутствия двух
свидетелей.
Все преступления
подразделяются мусульманским правом на три группы:
·
преступления против основ религии
и государства. К этой группе относится в первую очередь отступничество от
ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков,
прелюбодеяние. Данные преступления не прощались и часто наказывались смертной
казнью;
·
преступления против отдельных лиц.
Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах
кровной мести и возмездия;
·
преступления, наказания по которым
строго не установлены. Право выбора наказания в таких случаях предоставлено
суду.
В качестве мер наказания
предусмотрены: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные
наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в
мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка.
[1. С. 243-258; 2. С. 370-383;
1-7; 11; 12; 25; 35; 50-52].
Контрольные вопросы
1.
История организации власти и
управления в Арабском халифате.
2.
Возникновение, источники, основные
институты мусульманского права.
3.
Школы мусульманского
законоведения.
|