О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока
1.4.8. Государство и право Китая и Японии в средние века
В первых веках н.э. в Китае
феодальные отношения стали господствующими. Укрепила свое положение крупная
феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное
землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного
землевладения на государственных землях. С 280 г. по указу императора Сым Яня
каждый землевладелец получил право на полный надел земли, с которого 40 %
урожая отдавал государству.
Император был единым
сюзереном, олицетворявшим государство. Представители знати и чиновники делились
на многочисленные группы и ранги. Верховная власть принадлежала императору
(сыну Неба). Управление страной осуществлялось тремя палатами: одна палата
руководила исполнительной властью, две других готовили и обнародовали указы
императора. Империя была разделена на провинции, округа, уезды, в каждом из
которых правили назначаемые из центра чиновники. Лишь в деревнях имелся
выборный староста.
Во второй половине VI в.
полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и
юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия.
Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и
притеснением древних общинных деревенских организаций. В годы правления
династии Суй, при которой велись длительные войны, шло сооружение Великого канала,
строительство дворцов, что вызвало необычайный рост государственных расходов и
увеличение взимавшихся с народа повинностей.
Такая политика стала причиной
народных восстаний, руководители которых в 618 г. возвели на престол новую
правящую династию – Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии
и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора,
ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение
ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был
создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления. Главой государства
был по-прежнему император – сын Неба. Он обладал верховной законодательной и
судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные
права.
При императоре действовал
Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского
дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера: левый (старший) и
правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их
подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
Управление страной
осуществлялось тремя палатами: одна палата руководила органами исполнительной
власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы,
организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах
основывалось на территориальном принципе. Самой крупной
административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория
страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на
области и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые
из центра. В провинции действовали три управленческие службы во главе с
уполномоченными чиновниками высоких рангов: административная, в обязанности
которой входили учет населения и земель, сбор налогов, наблюдение за
строительными работами и распределением воды; военная; надзорно-контрольная,
находившаяся на особом положении: она должна была контролировать весь местный
управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями
чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации
государственного аппарата.
Судебные дела в основном
решались в уездных управах. В случае недостаточности доказательств дело
откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам.
В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы,
которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями – убийствами,
крупными хищениями и т.д. Если дело не было окончательно решено в области или
провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где
решения выносились от имени императора.
В социальной структуре
средневекового Китая выделялись:
1)
благородные люди – светская и
духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные
лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а
некоторые – и от налогов;
2)
добрый народ, или добрые люди –
простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых
лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
3)
дешевый народ, или подлые люди –
неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным
относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на
положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками,
слугами.
Каждой сословно-классовой
группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались правила
поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя
близлежащую сословную ступень, обращаться к людям более высокого социального
ранга. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был
возможен.
Возникновение ортодоксального
конфуцианства, ставшего затем на два с лишним тысячелетия доминирующим мировоззрением
и законоведческой доктриной, связано с именем великого Кун-цзы (Конфуция –
551−478 гг. до н.э). Краткое же господство легизма в период империи Цинь
(221−207 гг. до н.э.), во многом способствовавшее превращению заурядного
княжества во всекитайскую державу, продемонстрировало также ограниченность
возможностей командной силы законов и связанного с ними контроля и принуждения.
Самыми разработанными
кодификациями начального периода средневековья оказались законы династии Тан
(618−907) и династии Сум (907−1279). Первым крупным сводом законов
стал Танский уголовный кодекс с комментариями и разъяснениями. Комментарии и
разъяснения не только имели большую практическую ценность, но и облегчали
ориентирование в обилии законодательных установлений. В этом состоит еще одна характерная
особенность китайского средневекового законодательного искусства. Составление
Танского кодекса было завершено в 653 г., а его обнародование состоялось только
в 737 г.
Кодекс династии Сун
«Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (составлен в 959 г.,
опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс. Династия монгольских
правителей Юань (1280−1368) предпочла подражание издревле существующим
порядкам и превратила в законы специально отобранную судебную практику.
Основатель династии Мин
(1368−1644) в предисловии к «Законам Великой династии Мин» XIV в., ставшим
крупнейшим законодательным памятником минской эпохи, выразил свои ожидания и
надежды относительно социального эффекта вводимых законов. В кодексе династии
Мин 460 статьей законов, они собраны в 30 главах, но параллельно законы
подразделяются на законы по ведомству:
· чинов,
· финансов,
· церемоний,
· наказаний,
· общественных работ.
Япония – одна из современных
великих мировых держав. Название страны происходит от слова Ниппон – буквально
«страна восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие
иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили
сохранить многие юридические древности, опираясь на которые можно воссоздать
развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних
стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна
оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости
японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.
В отличие от
западноевропейской средневековой государственности Япония в своем
государственно-правовом развитии прошла основные стадии:
-
VII−XII вв. – раннее
средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;
-
XIII−XVII вв. – развитое
средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со
всевластием сегуна – «великого воеводы, покорявшего варваров»;
-
XVIII−XIX вв. – в новое
время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.
К VII в. произошли крупные
перемены в общественной жизни Японии. Родовой строй пришел в упадок, уступив
место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное
государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной
союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно «сын Неба» –
тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний город
Киото.
Легальное утверждение
раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших
название «Манифест Тайка» (646). Согласно реформам почти все общественные земли
стали государственной собственностью, а население – подданными императора, его
вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные – от
крестьянина до аристократа и подлые – рабы, полусвободные. Государственная
надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Эти реформы имели для Японии
значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение
раннефеодального государства во главе с наследственным монархом – императором.
В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало
до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и
усилением клановых распрей, в Японии увеличивается политическое влияние
буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три
центра политического притяжения: императорский двор; домоуправление правящего
клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как
правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний
наследник – послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так
постепенно складывалась традиция двоевластия.
Высшая государственная власть
в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету,
разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный
совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления
осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые,
в свою очередь, опирались на старших и младших советников. Государственному
совету подчинялось восемь министерств (министерства императорского двора, общих
дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с
императорским домом. Палата цензоров с огромным штатом разъездных
цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила
расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.
Кардинальные перемены в
стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны и создают свои правящие
династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных
должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по
усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сëгун – это
военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал
над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 гг. Режим сёгуната
именовался также бакуфу – «правительство в походной палатке».
Император традиционно
именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным
оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий
«свет-государь». С установлением первого сёгуната Минамото (1192 − 1333) двоевластие в Японии приобретает законченное
выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить
распри, укрепить государство и свою власть.
Поскольку в средневековой
Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались
тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции,
например, были два управления – взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов
в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за
принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные
дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей
апелляционной инстанцией в стране выступал император.
К XVII в. даймё (князья)
подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие
высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах
управления, но сохранявшие титулы и привилегии.
Когда в начале XVII в. Япония
объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615 г. издается Закон 18 статей,
которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского
общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне
этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в
качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из
общества социальные изгои – эта.
Крестьяне−общинники
фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать
общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян – рисовая рента доходила
порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились
японские холопы – они фактически были рабами.
Первые памятники японского
права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Но
право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя
религия японцев – синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с
проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным
духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при
радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении
по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались
при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на
поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами:
буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность
потустороннего мира «вечного блаженства».
Нормы поведения, близкие
установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии «гири»: выделялись гири
отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали
гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли
собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под
страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.
Военная каста (букэ, самураи)
жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты
«кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену:
вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был
составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и
«кодекс чести» самураев.
В законах феодальной Японии
подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев.
В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену,
должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный
кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным,
готовым к самопожертвованию. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход,
давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной
жизни.
Каждая социальная группа
должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем
обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно,
что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные
– термином «рё».
Идеи и призывы конституции
Сетоку 604 г. впоследствии нашли воплощение в законодательстве, которое
содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного
государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья
известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью
посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро – уголовным и
административным предписаниям.
Тайхо-рё представляет собой
сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и
трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций
по справедливому осуществлению общественных
обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических
требований.
Ёро рицу-рё регулирует
преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям
здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей,
а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная
ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень
соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий
предусмотрено смягчение наказаний. Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел
главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе
Тайхо и Ёро.
[1. С. 340-373; 2. С. 383-454;
1-7;14; 16-18; 41; 50-54].
Контрольные вопросы
1.
Феодальные государства в странах
средневекового Востока.
2.
Право собственности, семейное,
наследственное, уголовное право в странах средневекового Востока.
3.
Государство и право Индии.
4.
Государство и право Японии.
5.
Государство и право Китая.
|