О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время
1.5.13. История государства и права Новейшего времени
Эпоха Новейшего времени стала
одной из наиболее противоречивых в истории человечества. Целые регионы были
охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате
крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс
смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла
социалистическая государственность. Вместе с тем это был жестокий век,
отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую
часть населения и унесшими миллионы жизней.
Между многими народами
сохранялась отчужденность самого различного толка (идеологического, религиозного,
национального и т. д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического
и социально-экономического развития. Это отчетливо проявилось во
взаимоотношениях между странами социалистического и капиталистического лагерей.
Создавались и частично сохраняются военные блоки, дестабилизирующие
международные отношения. Острые противоречия характеризуют взаимоотношения
между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми
(страны «третьего мира»). Причем разрыв в качестве жизни возрастает, чему в
немалой степени способствует сохраняющееся неравноправие в экономических
отношениях. Но тем не менее мир становится все более взаимосвязанным.
В 1919 г. была учреждена Лига
Наций, однако она не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими
государствами мира, агрессивность фашистских государств, приведшие к Второй
мировой войне. Этим и был предопределен ее роспуск.
После окончания Второй
мировой войны в 1945 г. учреждается Организация Объединенных Наций, призванная
более эффективно решать вопросы международного сотрудничества. Главными
учреждениями ООН стали:
·
Генеральная Ассамблея,
·
Совет Безопасности,
·
Совет по опеке,
·
Экономический и социальный совет,
·
Международный суд,
·
Секретариат.
ООН, ее учреждения явились
более действенным органом международного сотрудничества, чем Лига Наций, но и
они не всегда могли стать эффективным инструментом защиты мира.
На региональном уровне
началось сближение стран, находящихся на примерно одинаковой
экономико-политической ступени развития. Наиболее отчетливо этот процесс заявил
о себе в Западной Европе. Его первоначальную основу составили договоры:
·
Парижский 1951 г. (образование
Европейского объединения угля и стали);
·
Римский 1957 г. (учреждение
Европейского экономического сообщества).
Последующее развитие
стимулировало интеграцию рынка стран Европейского сообщества, равно как и
дальнейшую институционализацию его механизма. Создаются Европейский парламент,
Европейская счетная палата и ряд других учреждений. Важной ступенью в этом
процессе, который изначально вышел за рамки исключительно экономического
сотрудничества, стали преобразования, предусмотренные Единым Европейским актом
1986 г. и Договором о Европейском союзе 1992 г.
Государственно-правовая
история многих государств была насыщена кризисами, «скачкáми», периодами
«временного движения вспять» – сказывались особенности национальной истории. Выделяют
несколько направлений государственно-правового развития:
·
эволюция государств «либеральной
демократии»;
·
временное установление
авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский режим
в Германии;
·
возникновение социалистической
государственности, отличавшейся как от либеральной демократии, так и от
фашизма.
В конце XX в.
стала очевидной неизбежность выбора демократического пути
государственно-правового развития во всемирном масштабе. Отношения человек –
общество, общество – экология по-прежнему далеки от гармонии. В экономике
развитых стран «либеральной демократии» велика роль крупных транснациональных
промышленно-банковских объединений, использующих огромные материальные
возможности для оказания серьезного влияния на формирование государственной
политики, нередко соответствующей лишь узкогрупповым классовым интересам.
Показательно, что при этом учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых
странах. Трудящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер
«либеральной демократии»: введено всеобщее равное избирательное право, создано
законодательство. Либерально-демократическое государство фактически все более
утрачивает предназначенную ему роль «ночного сторожа», призванного охранять существующие
экономические отношения, но не вмешиваться в них. Ныне государство может в
определенных случаях вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая
их в пользу общественных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного
планирования.
В Новейшее время раскрылись
подлинные реалии «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны.
Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости
дифференцированного подхода к либерально-демократическим
государственно-правовым институтам, в недопустимости механического копирования
иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего
осмысления и учета национальной истории. Подлинная демократизация
государственного строя проявляется в конечном счете в отношении к человеку, в
обеспечении достойного качества жизни, в реальной защите прав и свобод, т.е. во
всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности
и охраны природы. Вместе с тем все в большей степени осознается зависимость
развития подлинной демократии от уровня политической и правовой культуры
граждан данного общества, знания ими своих прав, равно как и своих обязанностей
перед обществом, и способности претворять их в жизнь.
Именно с этих позиций
необходимо оценивать историю государственности XX в., как,
впрочем, и предшествовавших столетий. Это позволит увидеть, что имеет потенциал
позитивного развития и поэтому подлежит восприятию из прошлого, а что нужно оставить
ему навсегда. В этом состоит одна из основных задач всеобщей истории
государства и права.
[1. С. 593-614; 2. С. 498-512; 1-7; 11-12; 15; 18-20;
22]
Контрольные вопросы
1.
Политические
перемены в ходе первых европейских революций XX в.
2.
Появление
новых отраслей права. Становление и эволюция социального законодательства и др.
3.
Унификация
буржуазного права в XX в.
|