О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время
1.5.17. Государство и право Великобритании в XX в.
Великобритания
– ведущая страна в системе общего права. Поскольку ее общее право берет свое
начало в XI в., и римское право почти не отразилось на нем, то
вследствие географической обособленности, раннего развития промышленности и
торговли, а также особенностей истории страны в течение длительного времени,
английские юристы самостоятельно создавали право своей страны.
Поскольку Великобритания относится к странам общего права (common law),
причем кодифицированные нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего
времени, то иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляет статут.
Статуты имеют преимущественно консолидированный характер. Такими
являются, прежде всего, консолидированный Закон о собственности (1925); Закон
о продаже товаров (Sale of Goods)
(1980); Закон о компаниях (1985) и др.
Прецеденты (судебная практика) – это также ведущий источник права в
современном гражданском праве Великобритании. Однако во второй половине XX в. статуты потеснили прецеденты, которые в настоящее время
регулируют преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств.
Обычай в
гражданском праве Великобритании применяется в современной форме торгового
обыкновения. Именно обычаем регулируются, например, реквизиты письменных
сделок, поскольку ни статуты, ни прецеденты подобные вопросы не затрагивают.
Делегированное законодательство (указы Короны в совете, приказы и постановления министров,
распоряжения местных органов исполнительной власти) – также полноправный и
очень распространенный источник гражданского права Великобритании. Имущественные
правоотношения, урегулированные актами делегированного законодательства,
становятся распространенными и общеприменительными. Таковы, например, правоотношения
договорного и обязательственного характера, возникающие в конкретных сферах
хозяйственной жизни графств страны.
В XIX
в. в Англии была проведена серия реформ избирательного права, вследствие
которых к концу столетия избирательный корпус увеличился с 3 до 5,5 млн
человек. Но хотя после реформы 1884-1885 гг. имущественный ценз в городах был
отменен, а в графствах даже мелкие арендаторы были допущены к голосованию, законы Англии все еще признавали «всеобщее избирательное право» как
исключительно мужское. «Двойной вотум», т.е. право голосовать не только по
месту проживания, но и по месту нахождения недвижимости, также оставался в
силе. Законопроект об отмене «двойного вотума» вносился в парламент и 1913 г.,
но был отвергнут палатой лордов как не соответствующий обстоятельствам (был
канун Первой мировой войны) и снят с повестки дня.
Тем не менее по окончании Первой мировой войны, когда у власти в
Англии находилось коалиционное правительство консерваторов и либералов, в
палату общин был внесен законопроект о предоставлении права голоса женщинам
страны, но на ограниченных условиях. Принятый в 1918 г. Акт о народном
представительстве гласил, что в выборах могли участвовать женщины не моложе
30 лет (при этом мужчины участвовали с 21 года), если они или их мужья имели
годовой доход не менее пяти фунтов стерлингов.
В 1928 г. к власти пришел консервативный правительственный
кабинет. Согласно предположениям консерваторов, предоставление всеобщего
избирательного права населению Англии могло существенно расширить их электорат
за счет консервативно настроенных женщин. Поэтому Акт о народном
представительстве 1928г. обеспечил право голоса на выборах любого уровня
всему женскому и мужскому населению старше 21 года. В то же время вторая
попытка отмены «двойного вотума» (1931) потерпела неудачу в условиях разгара
экономического кризиса 1929-1933 гг.
«Двойной вотум» полностью был отменен лишь реформой 1948 г., когда
был принят новый Акт о народном представительстве. Отныне правило «одно
лицо – один голос на выборах» прочно укоренилась в избирательном праве
Англии.
В 1969 г. была
проведена очередная реформа избирательного права Англии, когда по настоятельным
требованиям молодежи Акт о народном представительстве снизил возрастной
ценз для участия в выборах до 18 лет.
Таким образом, нетрудно заметить, что изменения, вносимые в
конституционное законодательство Англии о выборах, имели в большинстве случаев
демократический характер.
В современном английском уголовном праве первое место среди
источников отрасли занимают отдельные статуты. Это объясняется тем, что
все попытки кодифицировать уголовное право Англии оказались безрезультатными.
Последний раз вопрос о создании единого уголовного кодекса был поднят в 1967
г., после чего был разработан окончательный вариант законопроекта (1989).
Однако этот проект, состоявший из двух частей – «Общие принципы ответственности»
и «Преступления», так и не воплощен в жизнь до настоящего времени. Поэтому консолидированные
статуты (например, Закон об уголовном праве (1977); Закон об уголовной
юстиции (1982); Закон об уголовно
наказуемом покушении (1981) и т.п.) регулируют в основном эту важнейшую
отрасль права.
Курьезным является тот факт, что в Великобритании и поныне действует
Закон об измене 1351 г. Несмотря на то, что и стране с 1969 г. была
отменена смертная казнь, за измену, равно как за пиратство и за поджог
королевских доков, теоретически преступник может быть наказан смертной казнью.
Но, поскольку смертная казнь сохранена за эти достаточно редкие составы
преступлений, применение ее проблематично.
Также в качестве источников уголовно-правовой отрасли применяются прецеденты.
Это традиционный источник английского уголовного права. В настоящее
время известными и авторитетными являются публикуемые еженедельно Всеанглийские
судебные отчеты (All England Law Reports) и Отчеты по уголовно-правовым
апелляциям (The Criminal Appeal Reports), содержащие прецеденты в уголовном
праве.
Акты делегированного законодательства способствуют возможности быстро принимать
и изменять уголовно-правовые решения органом управления, не представляя их на
утверждение парламента. В уголовном праве Англии делегированное
законодательство порой затрагивает весьма важные вопросы. Так, в Законе о детях
и подростках (1969) имелась статья, устанавливавшая уголовную ответственность
с 14 лет, однако в действие она могла вступить лишь после издания
соответствующего приказа Государственного секретаря, т.е. акта
делегированного законодательства. Правовой обычай не
является источником уголовного права Великобритании.
[2. С. 266-282; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]
Контрольные вопросы
1.
Развитие
государственной системы в Великобритании.
2.
Основные
изменения в праве: уголовном, торговом, гражданском и т.д.
3.
Модернизация
правовой системы Великобритании, делегированное и консолидированное законодательство.
|