О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время
1.5.6. Конституционное законодательство в период консульства и империи Наполеона Бонапарта (1799-1804)
После установления в 1794 г. режима Термидорианской республики и
принятия Конституции 1795 г. к власти во Франции пришла крупная буржуазия.
Наиболее видные революционеры были казнены, а тысячи арестованы. В стране около
пяти лет проводилась так называемая «политика качелей», когда горстка лидеров Директории,
стремилась, прежде всего, обеспечить себе беспринципными средствами личную
карьеру и благосостояние.
Правящие круги буржуазии видели свое политическое спасение в
создании альтернативного режима военной диктатуры, которая силой оружия могла
бы защитить их интересы. В среде заговорщиков оказался весьма популярным генерал Наполеон
Бонапарт – более всего благодаря победам французских армий в Италии и Египте
под его предводительством.
9-10 ноября 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный
корпус и упразднил Директорию. Страной юридически стали управлять три консула,
но реальная власть перешла в руки первого консула (Бонапарта).
Конституция 13 декабря 1799 г. (VIII года Республики), созданная по известной директиве Наполеона: «Пишите коротко и неясно»,
юридически закрепила новый государственный режим, основными признаками которого
были плебисцитарная основа конституции; игнорирование положений Декларации прав
человека и гражданина; верховенство правительства; новая избирательная система.
Краткая, похожая на протокол, Конституция 1799 г. внешне сохранила
республиканский строй. Законодательная власть «расщеплялась»
между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным
корпусом, Охранительным сенатом и Первым консулом:
·
Государственный совет по указанию
и под руководством
правительства составлял и предлагал законопроекты;
·
трибуны (100 человек) обсуждали
законопроект и направляли его в Законодательный корпус;
·
Законодательный корпус не
обсуждал, а только принимал
законопроекты, за что его прозвали «300 немых»;
·
Охранительный сенат выполнял
функции конституционного контроля;
·
Первый консул подписывал
законопроекты.
К органам законодательной власти, таким образом, формально
относились Законодательный корпус, Трибунат, Охранительный сенат,
Государственный совет, но все эти учреждения маскировали фактическое
единовластие Первого консула, без подписи которого ни один нормативный акт в
государстве не имел шансов стать законом.
Хотя исполнительная власть формально принадлежала трем
консулам, но Первый консул обладал особым статусом. В компетенцию главы
правительства, Первого консула, входило осуществление исполнительной
власти; назначение и смещение министров, генералов, послов, высших чиновников,
судей, членов Государственного совета – нового органа, созданного Бонапартом в
качестве консультативного при правительстве.
Существенные изменения по новой Конституции претерпело избирательное
право. Вводилась избирательная система, получившая известность как
«представительство по плебисциту». Избранию на первом этапе подлежала десятая
часть граждан – жителей коммуны (мужчин старше 21 года), включенных в коммунальные
списки. Затем они избирали из своего состава также десятую часть (департаментские
списки). На последнем этапе составлялся национальный список – десятая
часть граждан департаментского списка. Лица, включенные в последний список,
лично Бонапартом назначались высшими чиновниками на вакантные должности.
Конституция 1799 г. упразднила выборность местных органов. Управление
империей строилось на принципах жесткой централизации. Теперь правительство
стало назначать мэров и членов совещательных советов коммун и городов, следуя
директиве Наполеона: «Обсуждать коллегиально, решать единолично». Это означало,
что советы коммун при мэрах, советы префектур при префектах ничего не решали –
за все отвечали соответственно мэры и префекты. Департаменты были поделены на
округа и коммуны. В департаменте административные и полицейские функции перешли
целиком к префекту, в округе – к супрефекту, в городе – к мэру. Местные руководители
полностью подчинялись центральной власти, поэтому роль правительственных
чиновников постоянно возрастала. Франция превратилась в своеобразную монархию
с сохранением республиканских атрибутов, выборов, плебисцитов, гимна
«Марсельеза», трехцветного флага революции.
В 1802 г. путем
плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Его власть
приобретала все более явный монархический характер, а в 1804 г. плебисцитарным
Органическим сенатус-консультом он был провозглашен императором
французов Наполеоном I.
В своих руках Бонапарт сосредоточил всю исполнительную и
законодательную власть. Армия к этому времени стала профессиональной.
Соответственно монархической форме правления складывался и облик императорского
двора: родственники, приближенные Бонапарта получали титулы графов, князей,
принцев, создавались и придворные должности. Постепенно Наполеон I вообще перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как
считал себя выше любого, даже основного закона. Таким образом, при Наполеоне
Бонопарте в целом сложился государственный аппарат буржуазной Франции, причем бюрократическая
централизация стала его основным принципом.
Первая французская империя просуществовала почти 15 лет, и ее
внешнеполитическая история – это история непрерывных захватнических войн. После
неудачного «похода» войск Франции в Россию русские, австрийские, прусские и
английские войска вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.
[1. С. 479-496; 2. С. 48-76; 1-7; 11-12; 15; 18-20;
22]
Контрольные вопросы
1.
Установление империи во Франции.
2.
Буржуазное право Франции в период
первой империи.
3.
Гражданское и уголовное право как
отражение либерально-буржуазных реформ.
|