О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.3. Право Древней Индии
Особое место среди источников
права Древней Индии занимают дхармашастры – религиозно-нравственные, правовые
предписания и правила (дхармы) и артхашастры – трактаты о политике и праве,
среди которых трактат, приписываемый брахману Каутилье (≈I в.
до н.э.). Наиболее известные драхмашастры – это Законы Ману (II в.
до н.э. – II в. н.э.). Их появление связано с тем, что правовая
мысль Древней Индии приспосабливалась к нуждам практического применения. Законы
Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, относящихся в
своей окончательной редакции к середине II в. н.э. На
протяжении многих веков он являлся наиболее авторитетным в индуизме. Состоит
сборник из 12 глав, включающих 2685 статей. Правовые нормы упорядочены на
основе 18 поводов судебного разбирательства (VIII, 3). Слово
«дхарма» происходит от санскритского «то единое, что охватывает и поддерживает
все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон, включающий
естественные и моральные нормы, а также нормы обычного права. В более узком,
распространенном значении «дхарма» – это долг, обязанности, правила, образ
жизни добродетельного индуса. Термин «шастра» означает трактат, сочинение, таким
образом, получается «трактат о дхарме».
Эти правовые памятники дают
представление об обычном праве, религиозных и моральных нормах, о делении
общества на варны и т.д. Способ их изложения включает в себя и произведения
других жанров – веды, обычаи (ачара, адагара), указы правителей, советы
знатоков правил поведения и т.д.
В Законах Ману главное место
занимает иерархия варн (варнадхарма), включающая брахманов, кшатриев, вайшиев,
шудр. В памятнике присутствуют элементы простейшего понятийного юридического
аппарата как стремление к преодолению казуистичности. Следует обратить внимание
на обособленное положение каждой из варн, особенно шудр и чандалов, а также на
положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов.
Изучение дхармашастр Ману и
артхашастр Каутильи на семинарских занятиях дает студентам представление о
религиозной соционормативной культуре Древней Индии, о правовых нормах сложившейся
на практике общественной иерархии, о нормах брачно-семейного права,
особенностях регулирования имущественных отношений и т.д.
При рассмотрении статей,
посвященных вещным правам, следует различать практику и идеологизирование
декларации автора. Различают собственность и владение, способы приобретения собственности
(см. ст. 129 гл. X, ст. 115 гл. X, ст. 147 гл.VIII).
Если первые три способа
приобретения собственности по Законам Ману доступны для всех, то четвертый –
только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов (ст.
115 гл. X, ст. 147 гл. VIII, ст. 129
гл. X).
Особое внимание следует
уделить условиям действительности и недействительности сделок – противоречие
закону или установленному обычаю (ст. 164 гл. VIII, ст. 165,
167 гл. III, ст. 167, 163 гл. XIII).
Брачно-семейным отношениям
посвящены IX, II, III и др. главы. Здесь даны условия заключения и расторжения
брака, распределения наследства в соответствии с варновой принадлежностью, различные
формы брака и т.д. Следует обратить внимание на ст. 56, 57 гл. III,
ст. 147, 148, 154 гл.V, ст. 13, 14, 15-17 гл. IX, ст. 213, 214
гл.II и ст.226, 233, 416 гл.VIII.
Уголовное право наиболее
полно отражено в VII и VIII главах. Необходимо определить сущность понятий
«преступление» и «наказание», выделять стадии совершения преступления, формы
соучастия, проследить противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358
гл. VIII). Преступления делились на государственные, против
личности, нравственности, должностные, лжесвидетельства и т.д. Суд и судебный
процесс представлены в самом общем виде, но ст. 16, 31, 140, 141 гл. VII и
гл. VIII дают представление о процедурах судебного
разбирательства, указываются случаи, допускающие внесудебные санкции (ст. 16,
31 и др. гл. VII, гл. VIII), самоуправство (ст. 48, 49, 50 гл.VIII).
Студенты должны получить
сведения о нормах брачно-семейного права, изучить особенности правового
регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества,
получить представление о преступлениях и наказаниях, ознакомиться с элементами
судоустройства и правилами судопроизводства.
Общая характеристика
Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина
«артхашастра». В переводе с санскрита «артха» – польза. Следовательно, это
трактат о пользе. Согласно древнеиндийскому учению, положенному в основание
Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1)
артха; 2) дхарма; 3) кама.
При этом под служением артхе
понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных благ, под
служением дхарме – поддержание правителем общественного порядка, под служением
каме – достижение любви к себе со стороны своих подданных.
В этом сборнике более
подробно излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные
отношения. Студентам необходимо сравнить указанные памятники, чтобы определить,
в каком из двух произведений элементы абстрактного юридического мышления
выражены сильнее и, соответственно, юридический аппарат развит в большей
степени.
Для достижения указанных
целей необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1.
Источники права в
древней Индии, их общая характеристика.
2.
Правовое положение
основных групп населения.
3.
Институты
брачно-семейного права.
4.
Институты вещного
права. Виды договоров.
5.
Преступления и
наказания.
6.
Суд и судебный
процесс в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.
Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:
1.
Суд в Древней Индии
назывался:
а)
драхма;
б)
паришад;
в)
сабха;
г)
ражда.
2.
Сколько было известно
поводов для обращения в суд по Законам Ману:
а)
10;
б)
18;
в)
28;
г)
20.
3.
Предусматривалось ли
ответственность за неисполнение раджой своих обязанностей:
а)
да, по воле бога;
б)
нет;
в)
да, по законам.
4.
Взыскать долг по Законам
Ману допускалось:
а)
хитростью, принуждением и силой;
б)
царским указом для чиновников;
в)
решением суда общины;
г)
призвав к совести должника.
5.
Раздача милостыни,
жертвоприношения, изучение Вед – это обязанность:
а)
вайши;
б)
брахмана;
в)
кшатрия;
г)
шудры.
6. Варны - это:
а) сословия в Древней
Индии;
б)
члены жреческих родов;
в)
военная
аристократия;
г)
сельские
общины.
7. Совет царских
сановников - паришад:
а) осуществлял
судопроизводство;
б)
занимался
управлением и выполнением приказов царя;
в)
командовал
армией;
г)
выполнял
жреческие полномочия.
8. Законы Ману указывают
следующие способы возникновения права собственности:
а) наследование,
покупка, завоевание, исполнение работы;
б)
покупка
и наследование;
в)
получение
в виде дара;
г)
наследование,
дар, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение
милостыни.
9.
Регламентируя институт
договора, Законы Ману установили правило, сохранившееся до наших дней:
а)
секретность договора;
б)
контроль со стороны государства;
в)
запрещались сделки с безумным,
малолетним и пьяным;
г)
условия договора устанавливались
местной администрацией.
|