О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.4. Право Древнего Китая
Развитие истории права
Древнего Китая было связано с влиянием двух противоборствующих философских
учений – конфуцианства (этико-политические догматы) и легизма
(политико-правовые концепции). Их общей чертой была политическая
направленность, стремление организовать жизнь китайцев на «рациональных» и
«справедливых» началах, понимаемых каждой школой по-своему. В результате острой
борьбы эти школы пришли к компромиссу и примирению.
Конфуций
утверждал, что средством поддержания справедливого порядка является не закон, а
традиционные моральные нормы (ли), соблюдение которых связано со скрупулезно
разработанным ритуалом.
Наиболее ярким представителем
легизма был Шан Ян, который считал, что правитель обладает абсолютной властью и
с помощью строго установленного закона (фа) определяет все стороны жизни
подданных. В результате мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью наказаний
запрещало от него уклоняться: «Там, где недостает «ли», следует применять «фа»,
или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли»…».
В X в. до н.э. в
Китае уже существовал Уголовный кодекс, включавший 3 тысячи статей и 500 видов
преступлений, что, видимо, было порождено неэффективностью системы управления,
которую пытались компенсировать жестокостью наказаний. Самой развитой областью
законодательства было карательное законодательство, о чем свидетельствуют
«Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу),
«Циньское уложение о наказаниях».
Главной целью семинарского
занятия по теме «Право Древнего Китая» является ознакомление студентов с
особенностями правовой культуры изучаемого периода, нормами уголовного права,
которые составляли основное содержание правовых памятников, а также и других
правоотношений, существовавших в Древнем Китае.
При этом целесообразно
рассмотреть следующие вопросы:
1. Источники права Древнего Китая, их общая характеристика.
2. Регулирование имущественных отношений.
3. Основные понятия и принципы уголовного права Древнего
Китая.
4. Брак и семья.
5. Судебный процесс.
Студентам следует сравнить
роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения Конфуция. Для закрепления
изученного материала необходимо поработать с тестами.
Далее даны тесты для
закрепления материала и самопроверки:
1.
Глава
Иньского царства:
а)
император;
б)
микадо;
в)
ван;
г)
раджа.
2.
Его
компетенции:
а)
военноначальник,
жрец, глава администрации;
б)
суд,
организация совместного богослужения, контроль за образованием;
в)
жрец, сборщик
налогов, учитель;
г)
глава
администрации, учитель, судья.
3. Шан Ян в IVв. до
н.э. Провел серию реформ, которые включали:
а)
различия
между брахманами и шудрами;
б)
налог на
землю, единую
систему мер и веса;
в)
права авелум
и мушкенум;
г)
права фараонов;
4. "Хорошее управление"
считали легисты, осуществляется на основе:
а)
законов и
обычного права;
б)
традиций и
религии;
в)
убеждений и
воспитания;
г)
жестоких
наказаний и законов, обязательных для всех.
5. Понятие " у син "
включало:
а)
семь способов
рабства;
б)
пять видов
показаний;
в)
правила
купли-продажи;
г)
заключение
брака.
6. От телесных наказаний
освобождались:
а)
старше 10 лет
и младше 60 лет;
б)
младшие
сыновья в семье;
в)
все старше 60
лет;
г)
младше 8 лет
и старше 70.
7. Отец мог продавать детей кроме:
а)
больных
детей;
б)
младших
детей;
в)
старшей
дочери;
г)
старшего
сына.
8. Запрещались
доносы под угрозой смертной казни на:
а)
монахов и
жрецов;
б)
чиновников
всех уровней;
в)
родителей и
близких родственников;
г)
соседей.
|