В.Д. Зеленский
Основные положения организации расследования преступлений Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 160 с.
Глава 2. Содержание основных структурных элементов организации расследования
2.3. Понятие руководства расследованием преступлений
Основным в расследовании является собирание доказательств.
Собирание – это поиск, выявление, получение и процессуальная фиксация сведений
о фактах. Поиск, выявление и получение сведений о фактах – это познавательная
деятельность и практические действия, сопряженные с рядом трудностей. К ним
относятся информационная недостаточность и неопределенность, дефицит времени,
противодействие носителей информации и заинтересованных лиц. Это порождает
психологическую напряженность деятельности. Сказанное обуславливает
единоначалие в расследовании, процессуальную самостоятельность следователя и
его независимость в оценке воспринимаемой информации.
Расследование, как известно, включает ряд подсистем,
подвидов деятельности. Основная, как отмечалось, – это собирание,
процессуальная фиксация доказательств и оперирование ими – доказывание. Второй
подвид – оперативно-розыскная деятельность по собиранию ориентирующей
информации: сведений о фактах и источниках этих сведений. Третий – использование
специальных знаний в расследовании. Следователь лично осуществляет только
получение и использование доказательств. Два другие подвида деятельности
производят иные лица – сотрудники органа дознания и работники других
организаций. Для управления всей системой расследования объективно нужно
руководство.
Смысловое значение слова «руководство» – управление,
координация, контроль[32].
Руководить – значит предвидеть, прогнозировать, сопоставлять, распоряжаться,
контролировать, сочетать все действия. В расследовании содержание руководства
несколько специфично. Специфику эту придает процессуальная регламентация
расследования и характер деятельности.
Руководство расследованием является элементом его
организации. Когда говорят о руководстве расследованием, то имеют в виду два
вида руководства. Это руководство собственно расследованием, т.е. отдельным
расследованием. И руководство системой расследования. Получается, что
руководство, как и организация имеет несколько уровней. Можно выделить, как
отмечалось, руководство отдельным расследованием и руководство системой
расследования. Последнее включает подсистемы: руководство в органе
расследования и административном районе (район, округ, область, край) и
руководство системой расследования в органе. Каждый из этих уровней отличается
от другого по характеристике составных элементов. Рассмотрим понятие
руководства расследованием применительно к отдельному акту его производства.
Расследование – это познавательно-поисковая деятельность.
Сведения о фактах, связанных с событием преступления, надо найти, выявить и
получить процессуальным путем. В этой работе, в зависимости от криминалистической
сложности расследования избираются направления деятельности. Избирает их
следователь. Он же определяет время, место, участников производства следственных
действий, разъясняет им их права и обязанности. Следователь определяет
структуру расследования и общую модель его осуществления. Изложенная
деятельность есть ни что иное, как руководство расследованием, т.к. все
остальные участвующие в деле лица обязаны выполнять постановления, поручения,
требования следователя.
Руководство
выражается по властно-распорядительных актах, направленных на поддержание
структуры расследования в созданном (заданном) состоянии и на оптимальную
деятельность участников расследования. Так в общем можно определить этот
элемент организации. Для руководства субъект должен иметь право совершать
действия, побуждающие участников расследования к качественному осуществлению
своих функций. При необходимости возможно и принуждение. Между руководителем
расследования и иными участниками расследования объективно существуют отношения
руководства-подчинения. Характер и объем этого подчинения опять-таки
специфичны. Но оно существует обязательно.
Руководство
направлено на побуждение участников расследования к выполнению своих функций. В
расследовании должна существовать и существует система отношений следователя с
оперативными и иными работниками милиции, со специалистами и должностными
лицами организаций, производящих служебные проверочные действия. Руководство
следователя осуществляется в определенном объеме и в отношении иных участников
уголовно-процессуальной деятельности.
Руководство
включает не только властно-распорядительные полномочия в предусмотренном
законом случаях. Часто действия следователя – это согласование своих действий с
действиями участников процесса, координация действия. Отдельную группу
составляют действия, направленные на разъяснение прав и обязанностей участникам
процесса.
Руководство
невозможно без контроля. В расследовании контроль осуществляется следователем
за соблюдением участниками расследования уголовно-процессуальных норм при
производстве следственных и иных процессуальных действий. Выполнение своих
постановлений, поручений следователь контролировать обязан. Контроль – это
специфическая умственная деятельность следователя. Она состоит в анализе
содержания результатов выполнения участниками процесса своих законных
обязанностей при производстве следственных действий. Объем контроля различен.
Он зависит от характера действий участников процесса и процессуальных
полномочий следователя. Контроль в руководстве является средством оценочной
деятельности следователя и влияет на принятие решений, прежде всего,
организационно-управленческих, а также и процессуальных.
Таким образом,
руководство отдельным расследованием состоит из следующих взаимосвязанных
элементов: распорядительных действий, носящих как властный, так и
рекомендательный характер; согласований, разъяснений, контроля и принятия
решений по рассматриваемому делу. Указанные действия направлены на
осуществление расследования в соответствие с процессуальными нормами,
поддержание структуры расследования в заданном состоянии и в оптимизации
расследования.
Руководство
отдельным расследованием – это умственная деятельность и действия
следователя и иных субъектов расследования, направленная на оптимизацию
следственных и иных действий, законное и оптимальное выполнение участниками
расследования своих обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным
законом и иными нормами права.
Руководство
отдельным расследованием структурно состоит из ряда взаимосвязанных элементов.
Субъект расследования – следователь, является основным его руководителем.
Отдельные организационно-распорядительные действия в расследовании может осуществлять
начальник (руководитель) следственного органа. Объектом руководства является
расследование как деятельность. Непосредственный предмет руководства – это
структура расследования, ее качественное совершенствование. В предмет
руководства входят, как отмечалось, действия участников расследования, их
законное и качественное производство.
Руководство
расследованием выражается в действиях. Это в основном,
организационно-подготовительные, а также иные процессуальные действия. В ходе
расследования следователь постоянно изучает доказательственную и ориентирующую
информацию, оценивает ее, принимает решения, выражая их в процессуальной или
иной организационно-правовой форме. Именно форма выражения выделяет
процессуальный и иной порядок руководства. Существо же руководства в том и
другом случае одинаково: получение, анализ, оценка информации и принятие
решения.
Процессуальные
формы руководства: постановления следователя, поручения. Постановления касаются
наиболее важных вопросов расследования. Они выносятся на основе и в
соответствии и уголовно-процессуальным законом и являются средством управления
процессом расследования: его началом, протеканием и окончанием: постановление
о возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении расследования,
постановление об окончании предварительного следствия и другие.
К процессуальным
формам руководства относятся поручения. Поручение направлено на выполнение
органом внутренних дел заданий следователя по собиранию ориентирующей
информации. Ранее, как известно, УПК предусматривал две формы заданий
следователя: поручение и указание. В настоящее время, в связи с тем, что
указание, как форма руководства из УПК исключена, предмет поручений следователя
несколько расширен. Помимо заданий по собиранию ориентирующей информации, в
основном оперативно-розыскными методами, поручения даются по иным вопросам
сотрудничества следователя с органами внутренних дел. В основном это касается
содействия следователю в производстве следственных действий и производства
следственных действий сотрудником милиции по уголовным делам, расследуемым
следователем.
Было бы
оптимальным, на наш взгляд, оставить предметом поручений следователя только
получение ориентирующей и справочной информации путем оперативно-розыскных,
проверочных и организационно-технических действий. Производство отдельных
следственных действий также должно оформляться поручением. Объясняется это тем,
что собирание ориентирующей информации является важной предпосылкой получения
доказательств. Эта работа милиции отличается от иного ее участия в
расследовании. Но сотрудничество следователя с органами милиции включает
содействие милиции в производстве следственных действий, участие работников
милиции в следственных действиях и производство различных
организационно-технических действий и собиранию справочных и иных сведений.
Поручений по поводу указанного сотрудничества следователь не выносит. Практика
давно идет по пути распоряжений, требований следователя. Распоряжения эти
бывают устные и письменные. Правовым основанием для таких распоряжений
(например, о подборе участников предъявляемое для опознания или следственного
эксперимента) является положение УПК об обязанности милиции оказывать
содействие следователю. Полагаем, что было бы рационально, чтобы возможность и
процесс распоряжений следователя предусматривался уголовно-процессуальным
законом. Руководство выражается в том, что следователь определяет вид
следственных и иных действий, место, время, участников и последовательность их
производства. Он обеспечивает законность производства расследования в целом и
каждого отдельного действия. Таким путем следователь организует и направляет
расследование. Пределы руководства в отношении участников расследования
ограничиваются выполнением каждым из них своих процессуальных и организационных
функций.
Руководство
является стержнем организации расследования, ибо пронизывает все ее содержание.
Руководство следователя предполагает наличие у него властно-распорядительных
полномочий по отношению к участникам расследования, организациям и гражданам.
Без этого качественное расследование затруднительно, а то и невозможно.
Руководство
следователя объективно обуславливает подчинение ему участников расследования.
Это специфическое подчинение. Оно осуществляется в связи с расследованием
конкретного уголовного дела (а также в стадии возбуждения уголовного дела),
связано с реализацией участниками уголовного процесса своих процессуальных
функций, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, вытекает из его
положений. Это процессуальное подчинение.
[32] См. В. Даль.
Толковый словарь. Т.3. С. 538.
|