Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
Глава 1. Основные положения судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета
1.3. Правовые основы (источники) судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета
В мировой практике сложилось несколько
подходов к установлению правил ведения бухгалтерского учета:
1)
британско-американская
модель – регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные
организации. Главное в этой модели – ориентация бухгалтерского учета на нужды
инвесторов и кредиторов;
2)
континентально-европейская
(Россия) модель – нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными
органами власти. Главная идея модели – ориентация учета на удовлетворение
требований правительства и налогового законодательства;
3)
южноамериканская
модель ориентирована на потребности государственных плановых органов и на
корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции.
Методология и порядок учета устанавливаются МСФО.
Последние
мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают
предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого стало создание в
1973 г. Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако
международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть
только рекомендованы к применению в конкретной стране.
Правовую основу судебной
бухгалтерии в России составляют источники самого бухгалтерского учета, а также
источники различных отраслей права, взаимодействующие с судебной бухгалтерией. В
системе нормативного регулирования выделяют несколько уровней:
Первый уровень –
Конституция РФ
1993 г. (например, ст. 8, 34, 71)
Второй уровень – федеральные законы:
1. О бухгалтерском учете: федер. закон № 402-ФЗ от 6 декабря
2011 г.//Рос. газета. – 2011г.–9 дек.
2. О государственной судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации: федер. закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001г. // СЗ РФ.– 2001 г.
№ 23. –Ст. 2291.
3. Об аудиторской деятельности: федер. закон № 307-ФЗ
от 30 декабря 2008 г.// СЗ РФ.– 2009 г. № 1. – Ст. 15.
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля: федер. закон от 26
декабря 2008 г. № 294-ФЗ //СЗ РФ –, 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.
5. О Центральном банке РФ (Банке России): федер. закон
№ 86-ФЗ от 10.07.2002 г.// СЗ РФ. –2002. –№ 28. – Ст. 2790.
6. О Счетной палате РФ: федер. закон № 41-ФЗ от 5 апреля
2013 г.// СЗ РФ. – .2013. – № 14. – Ст. 1649.
7.
Нормы гражданского, финансового,
уголовно-процессуаль-ного законодательства, отраженные в ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ,
БК, НК, КоАП РФ и др.
Третий уровень – подзаконные нормативные акты:
1. О некоторых вопросах государственного
контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: Указ Президента РФ от
02.02.2016 № 41// СЗ РФ. – 2016. – № 6. – Ст. 831;
2. Вопросы Федеральной службы по
финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (вместе с
Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу) // СЗ РФ. – 2012. – № 25. – Ст. 3314;
3. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление
Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.// СЗ РФ.– 2004 г. № 31. – Ст. 3258;
4. О Министерстве Российской Федерации по налогам и
сборам: Указ Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г.// Рос. газета. – 1998.–
25 дек.
Четвертый
уровень – ведомственные нормативные акты (положения
по бухгалтерскому учету, приказы министерств):
1. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его
применению: приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. // Фин. газета. –
2000, ноябрь;
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Учет материально-производственных запасов»: приказ Минфина РФ от 9 июня 2001
г. № 44н ПБУ 5/01 // Рос. газета. – 2001. – 25 июля;
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет
основных средств»: приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н ПБУ 6/01// Рос.
газета. – 2000. – 16 мая;
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»: приказ Минфина РФ от 06.07.1999. № 43н (ПБУ 4/99) //Фин. газета. – 1999. – № 34;
5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н//
Рос. газета. –2012. – 22 июня;
6. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ 64н от 21
декабря 1998 г.// Рос. налоговый курьер. – 1999. – № 11;
7. Об утверждении Инструкции по
организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях
системы Министерства юстиции РФ: приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347//Рос.
газета. – 2003. – 25 янв.
Пятый
уровень – методические
указания, инструкции, рекомендации, письма:
1. Об
утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств: приказ Минфина РФ 49 от 13 июня 1995 г.// Фин. газета. – 1995. –
№ 28.
2. Об утверждении Инструкции по
организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях
системы Министерства юстиции РФ: Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347
// Рос. газета. – 2003. – 25 янв.
Шестой
уровень – источники
международного права:
1. О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального собрания: федер. закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ;
2. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15.07.1995 №
101-ФЗ//
СЗ РФ – 1994. – № 8. – Ст. 801.
Седьмой
уровень – нормативные
документы, разрабатываемые внутри самой организации: устав организации; учетная
политика организации; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка;
положения об оплате труда, премировании работников.
Согласно ст. 21
402-ФЗ, регулирование в области бухгалтерского учета осуществляется через:
1) федеральные
стандарты;
2) отраслевые
стандарты;
3) рекомендации
в области бухгалтерского учета;
4) стандарты
экономического субъекта.
Федеральные
стандарты
независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и
признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия
их к учету и списания;
2) допустимые
способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок
пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной
валюте, в валюту Российской Федерации;
4) требования к
учетной политике;
5) план счетов
бухгалтерского учета;
6) состав,
содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
7) упрощенные
способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую)
отчетность, для субъектов малого предпринимательства и другие вопросы.
Отраслевые
стандарты
устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах
экономической деятельности: в строительстве, торговле, сельском хозяйстве и т. д.
Рекомендации в
области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе в целях правильного
применения федеральных и отраслевых стандартов.
Стандарты
экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и
ведения им бухгалтерского учета. Необходимость
и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического
субъекта устанавливаются этим субъектом так же самостоятельно, как и при
определении объектов ведения бухгалтерского учета.
Отраслевые
стандарты не должны противоречить федеральным. Рекомендации в области
бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить
федеральным и отраслевым стандартам.
|