Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
Глава 2. Бухгалтерские документы, использование их данных в оперативно-разыскной и следственной практике
2.2. Классификация бухгалтерских документов
Предпосылкой успешного
использования различных бухгалтерских документов в практической деятельности
правоохранительных органов является знание юристами классификации бухгалтерских
документов.
В зависимости от назначения бухгалтерские документы могут
быть:
1) распорядительные, содержащие распоряжения о выполнении
хозяйственных операций (наряд на работу, чек банку, платежное поручение);
2) исполнительные, отражающие совершенные хозяйственные
операции (приходный кассовый ордер, накладные, акты, квитанции);
3) комбинированные, содержащие задание и данные об
исполнении (расходный кассовый ордер);
4) документы учетного оформления – распределительные и
группировочные ведомости, справки, ордера (составляются на основании первичных
документов для подготовки и упрощения учетных записей в регистрах).
По порядку отражения операций:
1)
первичные
документы, предназначенные для оформления поступающей информации о фактах хозяйственной
жизни (накладные, чеки, счета-фактуры, накладные, платежные поручения,
приходные и расходные кассовые ордера, путевые листы, командировочные удостоверения
и т. п.);
2)
сводные
документы – объединяющие несколько операций, отраженных в нескольких первичных
документах (авансовый отчет, отчет кассира, кассовая книга).
По
способу охвата операции:
1)
разовые, в которых одним рабочим приемом оформляется один или несколько
хозяйственных процессов (накладные, платежные требования, счет-фактура);
2)
накопительные, в которых совершенные хозяйственные операции оформляются в
несколько приемов, поэтапно (табель учета рабочего времени, ведомость учета
выполненных работ, маршрутный лист).
По количеству учитываемых позиций:
1) однострочные, имеющие одну учетную позицию;
2) многострочные (расчетно-платежная ведомость).
По месту составления документы могут быть:
1) внутренние, составленные на данном предприятии (накладные на
внутреннее перемещение материалов, на передачу на склад готовой продукции);
2) внешние, оформляющие хозяйственные операции между различными
юридическими и физическими лицами (счет-фактура, платежное поручение, накладная
на отпуск материалов на сторону).
По качественным признакам:
1)
полноценные,
2)
неполноценные
(подложные, фиктивные).
Полноценные документы по форме и содержанию
соответствуют правилам, которые отражены в законодательстве, и имеют
доказательную силу.
Неполноценные — это документы, которые не
отвечают требованиям закона и не имеют доказательной силы.
Они бывают следующих видов:
1) неправильно оформленные
–
документы без необходимых реквизитов (без подписи, без даты);
– с
лишними реквизитами (например, накладная с гербовой печатью и т. д.),
– с
ненадлежащими реквизитами (например, чек на получение денег в банке,
подписанный неправомочным лицом);
2) отражающие незаконные
операции или ложные сведения (подложные)
Подлог в документах бывает двух
видов:
а) материальный;
б) интеллектуальный.
Подложные документы могут отражать операции, которые в действительности не были
совершены (бестоварные, безденежные документы);
2) фиктивные документы.
|