Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
Глава 3. Инвентаризация и использование ее данных в оперативно-разыскной и следственной практике
3.3. Использование результатов инвентаризации в оперативно-разыскной и следственной практике
При проведении инвентаризации
работники правоохранительных органов не могут входить в состав членов комиссии,
но вправе, а иногда необходимо, присутствовать при этом для осуществления
контроля за порядком проведения инвентаризации и предотвращения возможных
искажений ее результатов, а также для воспрепятствования физическому и негативному
психологическому воздействию со стороны заинтересованные в исходе дела лиц на
членов инвентаризационной комиссии путем высказывания угроз, использования
шантажа, подкупа и т. п.
Оперативные работники ОБЭП,
следователи должны проконтролировать:
– заключены ли договоры о материальной
ответственности между хозяйствующим субъектом
и проверяемыми лицами;
– надлежащим ли образом
осуществлялся контроль за деятельностью материально ответственных лиц;
– правильно ли ведется складской
учет, имеются ли номенклатурные ценники и материальные ярлыки в местах хранения
ценностей;
– опечатываются и сдаются ли под
охрану в конце рабочего дня места хранения товарно-материальных ценностей;
– правильно и своевременно ли
оформлялись передачи имущественных ценностей при смене материально ответственных
лиц;
– достоверно ли были отражены в
бухгалтерском учете выявленные расхождения при предыдущих проверках и др.
После проведенной
инвентаризации, в ходе которой установлены факты недостач, излишков
товарно-материальных ценностей и денежных средств, образовавшихся в результате
совершенных работниками хозяйствующего субъекта злоупотреблений и хищений,
сотрудники правоохранительных органов должны собрать необходимые материалы.
К числу первичных материалов,
подлежащих сбору и анализу после проведенной инвентаризации, относятся:
1) заявление о недостаче
(излишкам), растрате, хищении, подписанное руководителем предприятия (возможны
заявления коллектива, учредителей, контролирующих органов, а также рапорт
оперативного работника);
2) материалы инвентаризации с
приложением первичных документов, подтверждающих факт недостачи (излишков),
злоупотреблений, хищений, совершенных материально ответственными и иными
лицами;
3) заключение служебной
проверки, проведенной на основании решения собрания учредителей (руководителя,
коллектива) и ходатайство о признании хозяйствующего субъекта гражданским
истцом;
4) бухгалтерские и иные
документы, представленные проверяемыми материально ответственными лицами членам
инвентаризационной комиссии, но не принятые ими или бухгалтерией к зачету;
5) бухгалтерские и другие
документы, вызывающие сомнения в их правдивости, т. е. содержащие подчистки,
травления, перечеркивания, недопустимые исправления, а также черновые записи;
6) объяснение членов
инвентаризационной комиссии, работников бухгалтерии предприятия о том, почему
документы, представленные им материально ответственными лицами в свое
оправдание, не были приняты;
7) объяснение материально
ответственных лиц проверяемого хозяйствующего субъекта по обстоятельствам
допущенной ими недостачи, излишка, растраты или совершения кражи, хищения;
8) договоры о материальной
ответственности, заключенные между предприятием и работниками, допустившими
недостачу (излишки), растрату или совершившими хищение (такие письменные
договоры заключают при достижении 18-летнего возраста лицами, работающими
кассирами, заведующими базами, кладовщиками, экспедиторами заведующими
хозяйством, комендантами, заведующими магазинами, продавцами, буфетчиками и
др.);
9) выписки из трудовых книжек
подозреваемых в злоупотреблениях, хищениях материально ответственных и иных лиц
с указанием данных об их трудовой деятельности (не увольнялись ли за утрату доверия
коллектива, не были ли ранее судимы, какие имели поощрения, взыскания и др.);
10) материалы проверок различных
контролирующих органов (налоговой инспекции, финансового отдела администрации,
комитета по защите прав потребителей и др.), содержащие информацию о материально
ответственных лицах, допустивших недостачу, излишки, хищение путем растрат или
присвоения ценностей;
11) характеристики на
материально ответственных лиц, подозреваемых в злоупотреблениях, растратах,
хищениях, с места их работы, места жительства с указанием отношений к
выполнению должностных обязанностей, окружающим, спиртным напиткам и др.;
12) справки о наличии или
отсутствии судимостей на подозреваемых должностных, материально ответственных и
иных лиц.
Оперативные работники ОБЭП
должны изучить собранные материалы инвентаризации, дать им всестороннюю и
объективную оценку с точки зрения их полноты и качества, содержания сведений
криминального характера, полноты выполнения задания, указанного в письме или
постановлении о назначении инвентаризации, возможности использования для
доказательства совершенных злоупотреблений, хищении.
Работник ОБЭП должен опросить, а
следователь допросить руководителя, учредителей, материально-ответственных лиц
хозяйствующего субъекта, а также членов инвентаризационной комиссии для того,
чтобы удостовериться в правильности проведения инвентаризации и обоснованности,
объективности ее выводов.
После получения показаний от
материально ответственных лиц оперативный работник ОБЭП и следователь должны
произвести опрос (допрос) членов инвентаризационной комиссии. Работники
правоохранительных органов в ходе проверки могут выявить нарушения сроков и
отсутствие внезапности при проведении инвентаризации, формальное ее проведение,
несвоевременное оформление инвентаризационных документов, отсутствие нескольких
членов комиссии и т. д.
|