Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Раздел 2. Применение бухгалтерских познаний специалиста в правоприменительной деятельности
Глава 1. Особенности проведения ревизий по инициативе органов дознания и аппаратов следствия
1.1. Документальная ревизия, ее виды, цели и задачи
Документальная
ревизия – это система
контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, достоверности
и экономической целесообразности производственной, финансовой деятельности
организации за определенный период.
Цель
ревизии – осуществление контроля соблюдения законодательства
РФ за наличием и движением имущества, обязательств организации, использованием
материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами. В ходе ревизии принимаются меры по пресечению выявленных
нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к
ответственности виновных лиц.
Основной задачей
ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации
по следующим направлениям:
– соответствие
осуществляемой деятельности учредительным документам;
– обоснованность
расчетов сметных назначений;
– обеспечение
сохранности денежных средств и материальных ценностей;
– соблюдение
финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности;
– обоснованность
операций с денежными средствами, ценными бумагами, основными средствами и
инвестициями;
– расчеты
по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
– обоснованность
произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального
характера;
– обоснованность
образования и расходования государственных внебюджетных средств;
– использование
бюджетных средств по целевому назначению;
– полнота
и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
– формирование
финансовых результатов и их распределение.
К
очевидным недостаткам ревизии относится формальное ее проведение, когда
используются преимущественно методы документальной проверки хозяйственных
операций, а фактические мероприятия игнорируются, что приводит к односторонним
выводам. Кроме того, проведение ревизии без привлечения других специалистов
снижает ее качество.
Полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются
посредством плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по
внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений
– ревизий и обследований. Проверки подразделяются на камеральные, выездные, а
также встречные проверки.
В
зависимости от подведомственной принадлежности проверяемых органов ревизии
делятся на:
– вневедомственные,
– ведомственные,
– внутрихозяйственные.
Вневедомственные
ревизии осуществляются
ревизионными органами и налоговыми службами. Отсутствие ведомственной
заинтересованности, хозяйственных связей и должностной зависимости ревизоров
существенно повышает эффективность проводимого контроля. Акт вневедомственной
ревизии подписывает только ревизор, а руководитель и главный бухгалтер
предприятия лишь знакомятся с актом и подтверждают данный факт своими
подписями.
Ведомственные
ревизии осуществляются
вышестоящими организациями, ведомствами и министерствами.
К ее основным
недостаткам относятся:
1)
отсутствие внезапности;
2)
ведомственная заинтересованность;
3) обширная
программа проверки и др.
Внутрихозяйственные
ревизии проводятся крайне
редко и чаще всего на крупных промышленных объектах.
Акт
ведомственной и внутрихозяйственной ревизии подписывается ревизором, главным
бухгалтером и руководителем ревизуемого подразделения.
По
принадлежности контролирующих органов различают государственный и
негосударственный контроль.
В
соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственного
финансового контроля возлагается на Счетную палату, Центральный банк РФ, Министерство
финансов РФ, налоговые и таможенные органы, а также на контрольно-ревизионные
органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных
образований, главных распорядителей бюджетных средств.[10]
По
основаниям назначения различают плановые и внеплановые ревизии.
Плановые проводятся по заранее утвержденному руководителем
вышестоящей организации плану (графику) для проверки подконтрольных структур в течение
определенного срока (один раз в год или раз в два года). Например, акционерное
общество обязано в соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об акционерных
обществах» проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже
одного раза в год, а ревизии подразделений, состоящих на республиканском
бюджете, – не реже одного раза в два года.
Низкая
эффективность плановой ревизии при выявлении различных нарушений в организации
объясняется совместной работой ревизора и ревизуемых лиц, хозяйственными
связями.
Внеплановые ревизии наиболее часто проводятся контрольно-ревизионными
органами при наличии фактов злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины,
а также по инициативе правоохранительных органов и при наличии признаков
преступления или чрезвычайных обстоятельств.
В
зависимости от способа проверки документации различают сплошные, выборочные и
комбинированные ревизии.
При
сплошной ревизии проверяется каждый документ, касающийся хозяйственной операции,
при выборочной – отдельные документы. На практике наиболее часто проводят
именно выборочные ревизии. Комбинированный способ предусматривает проверку
отдельных групп документов сплошным методом, а в некоторых случаях выборочным.
По
составу ревизионной группы ревизии могут быть бухгалтерскими и комплексными
(когда привлекаются в случае необходимости другие специалисты – товароведы,
технологи, экономисты и др.). Комплексные
ревизии заключаются в системном изучении взаимосвязей между
финансово-экономическими показателями, техникой, технологией и организацией
производства; сохранности и эффективности использования производственных ресурсов
(денежных, трудовых); соблюдения плановой, отчетной и финансовой дисциплины.
По
повторяемости контрольных действий ревизии бывают первичные,
повторные и дополнительные.
Первичная ревизия проводится по первоначальному плану,
когда бухгалтерские документы и хозяйственные операции изучаются впервые.
Дополнительная ревизия проводится тем же ревизором с
целью дополнения выводов первоначальной ревизии по вновь открывшимся
обстоятельствам или по новым предоставленным документам.
Повторная ревизия проводится с целью проверки обоснованности
выводов первоначальной ревизии и проводится обязательно другим ревизором.
[10] Бобошко В. И. Контроль и ревизия: учеб. пособие. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 311 c.
|