Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Раздел 2. Применение бухгалтерских познаний специалиста в правоприменительной деятельности
Глава 1. Особенности проведения ревизий по инициативе органов дознания и аппаратов следствия
1.3. Составление акта ревизии, оценка результатов проведенной проверки
Акт
ревизии состоит из
вводной, описательной и итоговой частей.
Вводная
часть акта ревизии включает в себя:
– наименование
темы ревизии;
– основание
для проведения ревизии (плановый характер ревизии или ссылку на задание);
– дата
начала и окончания ревизии;
– дата и
место составления акта ревизии;
– кем и
на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, ФИО
ревизора);
– список
присутствовавших при ревизии лиц;
– краткое
изложение обстоятельств дела;
– проверяемый
период и сроки проведения ревизии;
– полное
наименование и реквизиты организации (ИНН);
– ведомственная
принадлежность и наименование вышестоящей организации;
– сведении
об учредителях;
– основные
цели и виды деятельности организации, лицензии;
– перечень
и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также
лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
– кто в
проверяемый период являлся руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером);
– кем и
когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано по устранению ею выявленных
недостатков и нарушений.
Описательная
часть содержит
описание фактов выявленных нарушений таким образом, чтобы по каждому из них
имелись документально обоснованные ответы на следующие вопросы:
– объект
нарушения (инструкция, приказ, постановление и т. д. с указанием пункта,
параграфа и содержания нарушения);
– нарушитель
(с указанием должностных или МОЛ);
– время
нарушения (дата или период совершения нарушения или злоупотреблений);
– способ
нарушения, описание методов проверки;
– причины
и условия, способствующие нарушениям;
– размер
причиненного ущерба.
Итоговая
часть содержит
мотивированные ответы ревизора на поставленные вопросы. Не допускается
включение в акт сведений из следственных материалов, следует избегать
юридической квалификации фактов, «злоупотребление служебным положением»,
«мошенничество», «хищение», «вина», «умысел» и др.
К акту
прилагается письменное объяснение должностных и материально ответственных лиц
по фактам правонарушения, а также предложения, возникшие при проведении
ревизии, относительно снижения издержек, повышения производительности труда,
увеличения прибыли и др.
Промежуточный
акт ревизии составляют, когда выявленные нарушения могут быть срыты и требуется
срочно принять меры. К акту ревизии прилагаются копии документов с выявленными нарушениями,
объяснения должностных и материально ответственных лиц.
Акт ревизии
составляется в двух экземплярах,
подписывается ревизором и направляется для ознакомления
руководителю и главному бухгалтеру на 5 рабочих дней. В случае отказа
руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки)
руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе.
Акт ревизии в тот же день направляется
проверенной организации заказным почтовым отправлением с письменным
уведомлением.
Ознакомившись, должностные лица вправе направить свои
письменные возражения, замечания и объяснения по предоставленному им акту.
Ревизоры обязаны проверить обоснованность изложенных
в письменных возражениях, замечаниях и объяснениях фактов и в течение 10
рабочих дней дать по ним соответствующее письменное заключение.
Акт завершенной ревизии
(проверки) после его оформления и дополнения возражениями, замечаниями и заключением
проверяющего должен быть предоставлен руководству контрольно-ревизионного
органа.
В акт (проверки) после его подписания проверяющим и
должностными лицами ревизуемой организации не допускается внесение каких-либо
изменений.
Акт ревизии (проверки) с
приложениями в 5-дневный срок после предоставления его руководству контрольно-ревизионного
органа направляется по описи правоохранительному органу, по поручению которого
производилась ревизия (проверка).
Правоохранительный орган,
который был инициатором ревизии (проверки) обязан оказывать содействие проверяющим
в техническом оформлении акта – печатании, копировании документов, а также в
его подписании, обеспечивая присутствие должностных, материально ответственных
и других лиц, выполняющих управленческие функции в ревизуемой организации.
В случае отказа должностных лиц от подписания акта ревизии
(проверки) составляется дополнительный акт по этому вопросу за подписью
проверяющих и присутствующих при этом должностных и других лиц.
Акты ревизий (проверок), проводимых
по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты
правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в
10-дневный срок после завершения их оформления.
Передаваемые материалы должны
содержать:
а) письменное сообщение за подписью руководителя (заместителя)
контрольно-ревизионного органа, в котором кратко излагается суть выявленных
нарушений законодательства;
б) подлинник акта ревизии с приложением, подтверждающим
выявленные нарушения;
в) объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии
(проверки);
г) письменные заключения
проверяющих (при наличии возражений по акту).
Правоохранительный орган при
получении материалов по результатам проведенных ревизий (проверок) в установленные
сроки рассматривает их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные
ст. 109 УПК, информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах.
Получив
акт ревизии, следователь оценивает результаты проверочных действий в следующем
порядке:
– формальная
проверка (наличие в акте всех подписей, копий документов, письменных объяснительных
в приложении);
–
проверка по существу (использование ревизорами всех возможных методов,
привлечение к проверке специалистов);
–
следственным путем при проведении допросов.
После изучения
акта первичной ревизии следователь принимает одно из следующих решений:
– признать
проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;
– при
наличии существенных недостатков в материалах ревизии возвратить их органу,
проводившему ревизию, для доработки;
– признать
первичную ревизию (по различным мотивам) недостаточной, потребовать ее
повторного производства.
Дополнительная
ревизия назначается в
случаях, когда:
а) заинтересованные
лица не присутствовали при ревизии и не представили объяснения;
б) ревизия
по отдельным вопросам проведена поверхностно или выборочным методом, в то время
как требовалась сплошная проверка;
в) в ходе
расследования появилась необходимость расширить объем проверки;
г) первоначальная
ревизия проведена без привлечения специалиста из другой области знаний, что повлияло
на ее результаты;
д) в акте
первичной ревизии имеются противоречия и их устранение возможно путем
проведения дополнительной ревизии;
е) выводы
ревизора противоречат материалам дела и необходимо поверить их правильность
путем проведения дополнительной ревизии.
Повторная
ревизия проводится:
1) когда
установлен общий низкий методический уровень проведения первичной ревизии;
2) когда
выявлена недобросовестность ревизора по любым мотивам (его заинтересованность в
исходе дела, умышленное искажение данных учета и т.д.).
3) по
требованию эксперта-бухгалтера либо обвиняемого, оспаривающего результаты
первичной проверки ревизора.
|