В.Т. Батычко
Международное частное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров
9.3.Международные автомобильные перевозки
Правовой статус наземной транспортной среды связан с правовым статусом
государственной территории, по которой осуществляется перевозка, основанным, в
свою очередь, на суверенитете государства на принадлежащие ему территориальные
образования. Вместе с тем на правовой режим наземной перевозки распространяются
нормы международного с права в части организации дорожного движения
(Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года); порядка оформления
таможенных формальностей (Женевская таможенная конвенция 1975 года о
международной перевозке грузов с применением книжки МДП); организации
использования автомагистралей (Европейское соглашение, 1975 года о
международных автомагистралях). Международные автомобильные перевозки грузов
регулируются Женевской конвенцией 1956 года о договоре международной дорожной
перевозки грузов (КДПГ), которая вступила в силу 2 июля 1961 года.
Сфера применения Конвенции о договоре международной дорожной
перевозки грузов.
Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и
грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приема груза к
перевозке и его выдачи в пункте назначения.
Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки
грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки
груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории
двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей
Конвенции, а также в том случае, если перевозки производятся государствами или
правительственными учреждениями или организациями.
Конвенция не применяется:
-
к перевозкам,
производимым согласно международным почтовым конвенциям;
-
к перевозкам
покойников;
-
к перевозкам
обстановки и мебели при переездах;
-
к перевозкам
между Соединенными Королевствами Великобритании и Северной Ирландии и
Ирландской Республикой;
-
к той части
смешанной перевозки, которая относится к перевозке по морю, железной дороге,
внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки.
Договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в трех
оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут
быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и
перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой
составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй
- сопровождает груз, а третий - остается у перевозчика.
Накладная должна содержать следующие сведения:
-
место и дату ее
составления;
-
имя и адрес
отправителя;
-
имя и адрес
транспортного агента;
-
место и дату
принятия груза к перевозке и место его доставки, а также, если необходимо,
запрещение перегрузки груза;
-
имя и адрес
получателя;
-
обозначение
характера груза и тип его упаковки;
-
число грузовых
мест, их особую разметку и номера;
-
вес груза брутто
или выраженное в других единицах измерения количество груза;
-
связанные с
перевозкой расходы: стоимость перевозки, дополнительные расходы, если
необходимо, расходы, которые отправитель принимает на свой счет, таможенные
пошлины и сборы, а также прочие издержки, с момента заключения договора до
сдачи груза;
-
инструкции,
требуемые для выполнения таможенных формальностей;
-
указание, что
перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям,
установленным Конвенцией;
-
инструкции
отправителя перевозчику относительно страхования груза;
-
дополнительный
срок выполнения перевозки;
-
перечень
документов, переданных перевозчику.
Накладная, если не доказано противное, имеет силу договора
относительно его условий и удовлетворения принятием груза перевозчиком. При
отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция,
что груз и его упаковка были внешне в исправной состоянии в момент принятия
груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера,
соответствовали указаниям накладной.
Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки,
причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний, которые он
должен привести в накладной, а также всех иных указаний или инструкций, которые
даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или его
количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать
проверки содержимого грузовых мест.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и
повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые
расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только
при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении
перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок.
Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или представить в
распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить требуемые сведения
для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель ответствен перед
перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием,
недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений.
Перевозчик несет ответственность:
-
за полную или частичную
потерю груза;
-
за повреждение
груза, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его
сдачей;
-
за опоздание
доставки.
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
-
точность записей,
сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и
номеров;
-
внешнее состояние
груза и его упаковки, вписать в накладную обоснованные оговорки, если не
получил достаточной возможности проверить правильность записей в накладной.
По прибытии груза на место, предусмотренное для
его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра
накладной и сдачи ему груза на основании соответствующей расписки в принятии.
Право распоряжения грузом осуществляется при следующих
условиях:
-
отправитель или
получатель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр
накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику,
а также возместить расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;
-
выполнение этих
инструкций должно быть возможным в тот момент, когда их получает лицо, которое
должно их выполнить; оно не должно нарушать хода нормальной работы предприятия
перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других
грузов;
-
упомянутые
инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов.
По любым спорам, возникающим по поводу перевозок,
производимых в соответствии с Конвенцией, истец может обращаться помимо компетентных
судов участвующих в Конвенции стран, указанных с общего согласия сторонами, к
суду страны, на территории которой находятся:
-
обычное место
жительства ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при
посредстве которых был заключен договор перевозки;
-
место принятия
груза к перевозке или место доставки.
Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, может
происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или
вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом,
приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок
исчисляется:
-
в случае
частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи
груза;
-
в случае потери
всего груза - с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или,
если таковой не был установлен, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком к
перевозке;
-
во всех прочих
случаях - по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.
|