В.Т. Батычко
Международное частное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве
15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
Иностранные граждане пользуются правами и несут
обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е.
законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа
национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения
трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается
дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка,
вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую
деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца.
На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные
положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на
социальные пособия, право на отдых.
В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в
соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы
России.
Если международным договором РФ установлены другие правила,
чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10
Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные
Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан,
лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их
участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц,
если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с
так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями
общего характера.
Российским законодательством установлены ограничения для
иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями
(занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут
быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора,
следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного
поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или
экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой
добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения
установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.
В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в
РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1
ст. 13).
Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ
распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность
в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих
гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в
другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение
разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и
заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных
работников только при наличии разрешения на привлечение и использование
иностранных работников.
Разрешения не требуется для постоянно или временно
проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий
иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей,
приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за
исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в
России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования
иностранных студентов, работающих в период каникул.
Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических
лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные)
работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт
поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.
В отношении заключения трудового договора с иностранцами и
его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ,
а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан
2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и
использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является
основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2
ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе
осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории
которого ему разрешено временное проживание.
В то же время это ограничение не распространяется на временно
проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен
разрешительный порядок поступления на работу.
Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой
деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан.
Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев
являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством
определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать
только граждане России.
Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с
целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится
в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех
временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься
трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо
соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся
к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего
федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС
МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец -
подтверждение на право работы в России.
Установленный порядок выдачи разрешений и
подтверждений не
применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории
России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим
предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное
проживание.
Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам,
работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к
работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям
официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских
морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ
российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам,
к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных
учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых
установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и
межправительственными соглашениями.
Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно
пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с
иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются
на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.
Трудовые права иностранцев, признанных в установленном
порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено
политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России
иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное
специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше
ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей).
Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более
того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь
в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и
переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются
дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов,
связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами,
получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского
законодательства.
Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о
соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая
оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников)
распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и
иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории
России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым
отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа
применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если
договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо
исключений из этого принципа не делается.
Таким образом, при заключении трудового договора между
иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ
могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и
законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и
работник и где фактически заключается трудовой договор.
В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными
инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа
высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в
России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей
подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения
соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права
трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров
не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями,
предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма,
труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников
согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.
|