3. Стратегические решения
3.2. Основа конкуренции/отличительное преимущество
Основа конкурентоспособности
Основа
конкурентоспособности тесно связана с успешным определением отличительного
преимущества (ОП), или конкурентного отличия. Без отличительного преимущества
долгосрочный успех на рынке становится маловероятным, а компания превращается в
уязвимую мишень для конкурентов. Торговля, к примеру, может вестись исключительно
на базе цены, и при таких обстоятельствах компанию практически неизбежно ждет
провал. При наличии преимущества маркетинговые программы можно строить так,
чтобы они подчеркивали уникальные сильные стороны и достижения фирмы. Это
ставит конкурентов в неудобное положение, поскольку им приходится догонять, прежде
чем хотя бы делать попытки в чем-то превзойти соперника.
Под
отличительным преимуществом понимается что-то, чем обладает компания или один
из ее продуктов, чего очень хотят целевые покупатели и чего
нет пока у конкурентов. Преимущество может быть в самых разных сферах: в
технической оснащенности, сервисе, доставке, широте ассортимента и так далее.
Этапы определения конкурентного преимущества
Приведенная
ниже последовательность позволяет компании определить и обезопасить свое
конкурентное преимущество [7].
1.
Определить сегменты рынка.
2.
Выяснить, какие характеристики товаров и услуг требуют и желают покупатели из
каждого сегмента.
3.
Решить, какие из этих характеристик предлагает компания.
4.
Определить, какие характеристики предлагают ее конкуренты. Например, в чем
заключаются их истинные сильные стороны (как их видит рынок)?
5.
Определить, где существуют несоответствия между ожиданиями покупателей и
предложениями конкурентов.
6.
Решить, закрывает ли компания и ее товары/услуги
какие-либо из этих несоответствий. Если да, значит у
компании имеется отличительное преимущество.
7.
Подумать, можно ли акцентировать какие-либо из этих отличительных преимуществ в программах сбыта и маркетинга?
8.
Задать вопрос: насколько устойчивы эти преимущества? Насколько быстро и просто
конкуренты смогут их повторить и может ли компания
защищать свои преимущества?
9.
Если в настоящий момент компания не обладает отличительными преимуществами, то,
зная несоответствия между предложениями конкурентов и ожиданиями покупателей,
подумать, что должна сделать компания, чтобы попытаться исправить ситуацию.
10.
Чтобы максимизировать существующие или потенциальные преимущества, изложить все
перемены, которые необходимо сделать в области исследований и разработок, сбыта
и маркетинга.
Основные требования к отличительному
преимуществу
За отличительное
преимущество менеджеры нередко принимают то, что на самом деле является не
более чем сильной стороной. Конкурентоспособные цены, стабильное качество,
высокие технические характеристики, показатели доставки, доверие к торговой
марке, техническая поддержка — все это очень хорошо, но в реальности конкурентам
— по крайней мере, наиболее сильным из них — не составит труда скопировать, а
то и превзойти подобные достижения. Сильная сторона не является отличительным
преимуществом, если конкуренты могут сделать то же самое. Например,
фармацевтическая компания, которой удалось первой выпустить препарат в новой
форме, будет иметь преимущество, но лишь до тех пор, пока конкуренты ее не догонят и не истечет срок действия патента.
Аналогичным
образом преимущество или сила не являются основой для конкуренции на рынке,
если на практике они представляют собой «исходное данное», или базовое
требование, предъявляемое к компании и воспринимаемое как должное покупателями
и дилерами. Точная цена, своевременная доставка, качество продукта — все это
примеры атрибутов, которые по умолчанию должны быть. Отличительное преимущество
— это нечто большее, оно должно искренне воодушевлять покупателей и выделяться
на фоне предложений остальных компаний.
Оценка отличительных преимуществ
Для каждого
сегмента определить, какие характеристики товара, услуги, маркетинга и марки
требуют или ожидают увидеть покупатели и дилеры. Выяснить, какие из них
предлагаются (или вскоре будут предложены) вашей компанией, а также ведущими
конкурентами? Если конкурентов в этом плане нет, данные характеристики могут
лечь в основу отличительного преимущества компании. Помимо востребования
покупателями и дистрибьюторами, предоставления компанией и отсутствия у
лидирующих соперников, характеристики должны быть привлекательными для рынка, а
также пригодными в том смысле, что на их основе можно сформировать основную
массу продаж и маркетинговых программ. В противном случае они не являются
настоящей основой конкуренции.