Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев
Маркетинг
2. Маркетинговая
информация и маркетинговые исследования
2.2.
Обзор рынка маркетинговой информации
Большинству маркетинговых исследований предшествует детальный анализ рынка
маркетинговой информации на предмет поиска источников информации определенной
достоверности и полноты отражения рыночных процессов.
Формирование рынка маркетинговой информации началось в начале 60-х годов. До
середины 60-х основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей
и агентства прессы. Несколько позже в этот рынок включились информационные службы
банков, различные научно-технические общества и др. В начале 70-х появились
базы данных, формируемые крупными информационными службами, которые были тесно
связаны с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями,
кооперируясь с ними в сборе информации.
В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность
экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных
услуг, складывающихся между поставщиками и потребителями информации [4].
Рынок маркетинговой информации можно условно подразделить на следующие основные
секторы:
- экономической информации;
- биржевой и финансовой информации;
- профессиональной и научно-технической информации;
- коммерческой информации;
- статистической информации;
- массовой и потребительской информации;
- заказных маркетинговых исследований.
Описание основных секторов рынка маркетинговой информации представлено в табл.
2.5.
Таблица 2.5
Описание основных секторов рынка маркетинговой информации
Сектор
|
Характеристика
|
Источники получения и формы представления
|
Экономическая информация
|
Оперативная и справочная экономическая информация и
аналитические экономические обзоры
|
Основной формой представления являются профессиональные
базы и банки данных, печатные справочники
|
Биржевая и финансовая информация
|
Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах,
учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях и т.д.
|
Предоставляется специальными службами биржевой и финансовой
информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами.
|
Профессиональная и научно-техническая
информация
|
Профессиональная информация для специалистов (юристов,
экономистов, инженеров и т.д.), научно-техническая (реферативные
научно-технические журналы, описание патентов и т.д.), справочная информация
в фундаментальных и прикладных областях науки
|
Предоставляется государственными службами, различными
коммерческими организациями, научно-исследовательскими
учреждениями и др. В России важнейшим источником научно-технической
информации является Всероссийский научно-технический информационный
центр (ВНТИЦ)
|
Коммерческая информация
|
Информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям
их работ и выпускаемой продукции, о финансовом состоянии, деловых связях,
сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д.
|
Представляется в виде электронных баз данных или периодически
обновляемых печатных изданий
|
Статистическая информация
|
Показатели, рассчитанные по совокупности компаний,
банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим
и административным территориям и т.д.
|
Предоставляется чаще всего государственными статистическими
службами в виде различных статистических сборников как в печатном, так
и в электронном виде
|
Массовая и потребительская информация
|
Информация, рассчитанная на широкий круг пользователей,
например информация служб новостей и агентств прессы, информация о погоде,
расписании транспорта и т.д.
|
Средства массовой информации, телекоммуникационные
сети, различные справочные издания для массового пользования (телефонные
справочники, справочники отелей и ресторанов и т.п.)
|
Заказные маркетинговые исследования
|
Информация, предоставляемая фирмами, которые выполняют
маркетинговые исследования по заказу клиентов.
|
Маркетинговые исследования проводятся обычно специальными
коммерческими фирмами
|
За рубежом одними из самых полных и эффективных источников информации считаются
базы данных (БД) для профессионалов. Доступ к таким базам данных позволяет во
много раз повысить эффективность различных исследований, предоставляет возможность
практически мгновенно решать такие задачи, как поиск потенциальных партнеров
и инвесторов, изучение рынков товаров и услуг, сбор информации о конкурентах
и т.д.
Основными участниками рынка профессиональноориентированных БД являются:
- производители информации - организации, собирающие и публикующие информацию
(информационные агентства, СМИ, издатели, патентные бюро), а также специальные
организации, занимающиеся обработкой информации (отбор информации, загрузка
в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.д.);
- продавцы информации - организации, предоставляющие платный доступ к БД
как посредством глобальных компьютерных сетей (например, Internet),
так и посредством собственных онлайновых служб;
- потребители информации (подписчики).
Наиболее известными в мире продавцами информации являются фирмы Questel-Orbit
и Lexis-Nexis. Например, Questel-Orbit
имеет более 35000 подписчиков по всему миру и предоставляет информацию
в области интеллектуальной собственности (крупнейшая и наиболее полная в мире
онлайновая коллекция патентов по всем областям знаний) и бизнеса (информация
о рынках и финансах миллионов компаний всего мира).
Большую роль в сборе различной маркетинговой информации играют телекоммуникационные
сети, такие как Internet, Infonet,
Tymnet, Sprintnet, IBIS,
EDGAR, NSFnet, EVnet
и др. Самой известной и быстроразвивающейся является сеть Internet.
Посредством Internet можно найти статьи по различным
областям знаний, справочники, базы данных, техническую документацию, сведения
о конкурентах, информацию о состоянии рынков, макроэкономические данные, результаты
маркетинговых исследований и многую другую информацию.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Маркетинг услуг
- Управление каналами товародвижения
- Обработка и анализ результатов маркетинговых исследований
- Маркетинговые информационные системы
|