Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев
Маркетинг
2. Маркетинговая
информация и маркетинговые исследования
2.3.
Маркетинговые информационные системы
На успешно функционирующих предприятиях маркетинговая информация собирается,
анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы
(МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.
МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная
для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации,
необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений [13].
Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рис.9.
Рис. 9. Маркетинговая информационная система [13]
Подсистема внутренней отчетности является основой МИС. В ней отражаются сведения
о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях
и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить
перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.
В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные
о том, что уже произошло, подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет
сведения о ситуации на рынке в данный момент.
Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору
текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для
разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.
Маркетинговые исследования в отличие от маркетингового наблюдения предполагают
подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по
конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами,
маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере
появления определенных проблем.
В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, которая представляет
собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью
которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.
Основные преимущества использования МИС:
- организованный сбор информации;
- широкий охват информации;
- предупреждение кризисов в деятельности фирмы;
- координация планов маркетинга;
- скорость анализа;
- представление результатов в количественном виде.
Однако МИС дорого стоят, велики необходимые первоначальные затраты. Использование
МИС в стратегическом маркетинге для мониторинга конкурентной среды и принятия
соответствующих решений иллюстрируется рис.10 [19].
Рис.10. Использование МИС для принятия маркетинговых решений
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Определение маркетинга и основные факторы, влияющие на него
- Маркетинговые исследования в международном маркетинге
- Процесс принятия решения при покупке
- Состав и основные положения теории и практики рекламной деятельности
|