В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев
Политика и практика маркетинга на предприятии
Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП,
"Бизнес - Тезаурус", 1998, 1999.
2. Стратегический маркетинг
2.2. Определение стратегических хозяйственных единиц – СХЕ
Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это самостоятельное подразделение
предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией
на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение
всех функций в стратегию.
Каждая СХЕ имеет следующие общие характеристики:
- Конкретный целевой рынок.
- Определенную ассортиментную группу продукции.
- Контроль над своими ресурсами.
- Собственную стратегию.
- Четко обозначенных конкурентов на рынке.
- Явное отличительное преимущество продукции относительно основных конкурентов.
В качестве СХЕ можно рассматривать и самостоятельные юридические предприятия
в рамках холдинга, и подразделения, имеющие статус центров финансовой ответственности
(ЦФО).
Целью маркетинга каждой СХЕ должна стать ориентация на Потребителей и в
разработке такой маркетинговой программы предприятия, которая побуждала бы Потребителей
приобретать продукцию именно этого предприятия, а не его конкурентов.
Отличительное преимущество предприятия относительно конкурентов может быть
достигнуто при помощи:
- новизны продукции;
- выделяющегося образа продукции или имиджа предприятия;
- качества продукции;
- доступности её приобретения;
- организации сервисного обслуживания;
- низких цен и других характеристик.
Каждая СХЕ должна устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности,
которые определяются как в количественных показателях (объём продаж, темпы
роста прибыли, занимаемая доля рынка, объем капиталовложений, величина издержек),
так и в качественных показателях: степень инновационности, внедрение новых
технологий, политика ценообразования, организация товародвижения (развитие дилерской
сети).
Цели маркетинга предприятия обычно подразделяют на:
- на рыночные - доля рынка, освоение новых рынков, наиболее перспективные рынки;
- маркетинговые - формирование/поддержание желательного имиджа предприятия (объёма
продаж, объёма прибыли, уникальность характеристик относительно конкурентов
и др.);
- структурно-управленческие - желательная организационная структура предприятия,
обеспечивающая максимум эффективности, требования к руководителям структурных
подразделений;
- контроль - ежедневный и периодический.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Процесс стратегического планирования
- Краткое изложение проекта
- Организация практического взаимодействия службы маркетинга со службой сбыта и основными структурными подразделениями предприятия
|