А.Н. Федоров
Маркетинговые исследования
конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2012.
Глава 6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ
6.1. Опрос как основной количественный метод сбора маркетинговой информации
Количественные методы связаны с проведением различных
опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа.
Особенностями этих обследований являются четкая форма
и источники получения данных. Обработка данных осуществляется с помощью
упорядоченных процедур (количественных по природе).
Количественные исследования обеспечивают точные
статистически обоснованные данные и отвечают на вопросы: Кто? Что? Когда? Как
часто? Как? Сколько? Какого типа?
Суть опроса заключается в сборе первичной информации
посредством прямых вопросов относительно:
-
уровня их знаний;
-
отношения к продукту;
-
предпочтений и покупательского
поведения.
Опрос может носить структурированный и
неструктурированный характер. При структурированном опросе все
опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы. При неструктурированном
опросе интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
При опросах группа опрашиваемых может подвергаться
однократным или многократным обследованиям.
В первом случае получается своего рода поперечный срез
данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени
(например, по параметрам: пол, возраст, род занятий и т.д.). Так как при этих
исследованиях используется выборка больших размеров, то эти исследования
называются выборочными.
При многократных исследованиях одна и та же группа
опрашиваемых, называется панелью.
Опросу как методу присущи следующие достоинства:
-
высокий уровень стандартизации,
обусловленный тем, что всем респондентами задаются одни и те же вопросы с
одинаковыми вариантами ответов на них;
-
этот метод легче и проще методов
фокус-групп или глубинного интервью, т.к. респондентов посещать необязательно,
передавая им вопросники по почте, телефону, не нужно использовать технические
средства и привлекать дорогих высококвалифицированных специалистов;
-
проведение глубокого анализа
обеспечивается последовательными и уточняющими вопросами;
-
можно использовать метод
математической статистики и пакетов прикладных программ для персональных
компьютеров.
|