А.Н. Федоров
Маркетинговые исследования
конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2012.
Глава 6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ
6.2. Особенности панельного метода сбора информации
Необходимую информацию можно получить с помощью неоднократного
опроса интересующей группы покупателей через равные промежутки
времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов
(этот метод получил название панель).
Панель – выборка опрашиваемых единиц, подвергаемых
повторяющимся исследованиям, где предмет исследования остается постоянным.
Панель имеет следующие признаки:
-
предмет и тема исследования
постоянны;
-
сбор данных повторяется через
равные промежутки времени;
-
постоянная совокупность объектов
исследования – домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные
потребители.
На Западе этот метод широко используется в связи с
высокой динамикой всех происходящих экономических и социальных процессов.
Построение панели требует больших затрат, в связи с
чем этим занимаются в основном специализированные институты. Членами панели
могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности,
эксперты. В связи с этим выделяют виды панелей:
-
потребительские;
-
торговые;
-
промышленных предприятий;
-
экспертов-специалистов по
изучаемой проблеме.
Выделяют виды панелей и по ряду других признаков:
-
по времени существования;
-
характеру изучаемых проблем;
-
методам получения информации.
Панельный метод опроса имеет преимущества в сравнении
с обычными одноразовыми опросами, он дает возможность сравнивать результаты
последующих опросов с предыдущими, устанавливать тенденции и закономерности изучаемых
явлений.
Рис.
4. Виды панелей
|