А.Н. Федоров
Маркетинговые исследования
конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2012.
Глава 9. КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
9.2. Традиционный анализ документов
Традиционный метод включает обычное «понимающее»
восприятие текста (изображения, звука), выделение смысловых блоков идей,
утверждений в соответствии с целями анализа. Неформализованный анализ опирается
на общие логические законы и правила анализа, сравнения, определения, оценивания,
на статистические операции. Методы традиционного анализа информации качественного
характера в значительной степени основаны на интуиции исследователя, поэтому не
исключены субъективные смещения в восприятии и интерпретации содержания
документа. Причины таких смещений связаны с психологическими особенностями
исследователя (например, возможностями памяти, утомляемостью, устойчивостью
внимания), с неосознаваемыми защитными реакциями на содержание материалов
(например, выделение «приятных» и пропуск «неприятных» аспектов). Вероятность
таких смещений возрастает с ростом числа анализируемых документов и объемом их
содержания.
Для повышения достоверности результатов традиционного
анализа его процедура включает внешнее и внутреннее исследования документа.
Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств появления документа, контекста
возникновения публикации. Задача внешнего анализа – выявить время и место появления
документа, установить авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие
на содержание документа. Внешний анализ способствует правильной интерпретации
фактов и суждений, приведенных в документе. Внутренний анализ занимается
собственно изучением фактов, суждений и идей, представленных в документе.
В зависимости от предметного содержания документа и
целей анализа выделяют соответствующие виды неформализованного анализа.
Например, выявление юридических аспектов в содержании называется юридическим
анализом. Изучение психологических особенностей, характеризующих автора
документа или лиц, которым посвящено содержание документа, называется
психологическим анализом.
|