Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации
4.2. Бюджетная классификация
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты,
является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех
уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации
группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается
федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации
РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит
из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти
РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и
подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные
поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или
от деятельности;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные
фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд
содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль
(доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на
три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями,
подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.
Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов
бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно
представить в виде схемы (рис. 4.1)
Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ
Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней,
отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка
имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство, рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих
подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация
межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные
связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение
бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель
средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства
федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по
экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство
выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы
делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают
три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд)
за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов
государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются
следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты;
оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка
товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих;
начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки
и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг,
оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые
отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные
расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных
запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление
кредитов".
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка
заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков
средств бюджета;
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
- прочие источники внутреннего финансирования;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка
заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- кредиты международных финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.
Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых
обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация
государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
- целевые займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных
внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством
РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие
подгруппы:
- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
- Страховой рынок
- Страховые компании
- Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
|